Преемственность семейного, дошкольного и первой ступени общего среднего образования

Что должен знать будущий первоклассник, идя в школу

"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"  

В.А. Сухомлинский

Ребенок идет в первый класс: советы психолога

Чтобы помочь ребенку пережить переход к новой жизни с минимальными «потерями», родителям следует обеспечить сыну или дочери необходимую поддержку. Психологи советуют взрослым при подготовке к учебе и в первые ее месяцы придерживаться следующих правил:

  • Пусть жизни семьи в начале школьной жизни вашего первоклассника будет стабильной. Не планируйте на это время ремонт или переезд. Старайтесь сохранять мирную и доброжелательную обстановку в семье. Привычный мир ребенка и так претерпевает существенные изменения, и перемены в домашней жизни могут окончательно выбить малыша из колеи.
  • Поддерживайте интерес ребенка к новым знаниями и открытиям. Выбирайте и читайте вместе книги, проводите научные эксперименты, собирайте гербарий. Покажите своему первокласснику, что учеба – это не просто выполнение школьных требований. Помогите ребенку сохранять интерес к миру вокруг, стимулируйте постоянное изучение им неизведанного. Не оставляйте ребенка с учебой наедине. Делать уроки за него не нужно; ваша задача – поощрять самостоятельность, показывая, что вам важно, что он делает, а для него самого это необходимо и полезно.
  • Формируйте в голове ребенка положительный, но реалистичный образ школы. Заранее внушая своему будущему первокласснику, что с 1 сентября его ждет интересная жизнь, новые знания и друзья, родители часто добиваются результата, противоположного желаемому. Дети, настроенные на позитив, очень скоро понимают – школьная жизнь далека от идеальной, приходится рано вставать, делать уроки, учитель не всегда ими доволен. Разочарование вызывает апатию, грусть, потерю интереса к учебе. Представлять школу как некий устрашающий символ тоже не стоит. Говоря ребенку: «В школе тебя за такое не похвалят», «Ты плохо читаешь, учитель будет тобой недоволен» и т.п., вы вызываете у него упадническое настроение. Он еще до начала занятий будет уверен – ничего не получится, не стоит и пытаться. Ищите компромисс: постарайтесь реалистично рассказывать ребенку о том, что его ждет, делитесь с ним собственными воспоминаниями об учебе. Говорите как о плюсах, так и о минусах учебы, не увлекаясь чрезмерно ни первым, ни вторым. Ваша цель – воодушевить, но не обмануть.
  • Слушайте ребенка. Это актуально для родителей детей всех возрастов. А в переходный период, когда ребенок только-только начинает свою школьную жизнь, активное слушание особенно важно. Вашему сыну или дочери необходимо знать, что от близких людей всегда можно получить поддержку. Если ребенок рассказывает вам о своих страхах перед началом учебного года или делится проблемами в отношениях с учителем или одноклассниками, выслушайте его с должным вниманием и посоветуйте что-то дельное.
  • Хвалите и подбадривайте своего маленького первоклассника. Слышать слова любви и поддержки хотят все, и взрослые, и дети. А 6-7-летний человечек, чья жизнь сейчас в корне меняется, нуждается в них особенно сильно. Не акцентируйте внимание на небольших неудачах ребенка. Подчеркивайте то, что у него получилось лучше всего.

Постарайтесь действовать согласованно с классным руководителем. Первый учитель является для школьника очень значимой и авторитетной фигурой. Если же родители позволяют себе критиковать учителя, это может вызвать у ребенка растерянность, тревогу и непонимание, кого слушать.

Будьте адекватны в своих требованиях к ребенку. Помните – ваше чадо с помощью одного факта начала посещения школьных занятий не может превратиться во взрослого и ответственного человека. Некоторые родители резко меняет свое отношение к ребенку, часто апеллируя к факту: «Ведь ты же уже в школу ходишь!». От него теперь хотят очень многого: ежедневного выполнения домашних заданий, долгого нахождения в сидячем положении в течение дня, хороших оценок или похвал учителя. Несоответствие ожиданий и реального ощущения малыша (а ему же всего 6-7 лет!) вызывает у него снижение самооценки, тревожные мысли: «Я плохой», «Со мной что-то не так», «Мне хочется играть, а нельзя» и т.п.

Помните, проблем с адаптацией к школе ребенку и так хватает – не усугубляйте их собственными неадекватными требованиями.

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Бояться идти в первый класс – это совершенно нормально для ребенка. Главной причина страха перед школой является боязнь неизвестности: выстраивания отношений с незнакомыми пока одноклассниками, будущего учителя, новой обстановки.  Если вы заметили подобные переживания ребенка, как можно более красочно расскажите ему о школе, а еще лучше – посетите ее вместе.

Ребенок может быть просто психологически не готов к школе. Он не понимает, зачем ему ходить в незнакомое место и выполнять какие-то требования. У некоторых детей психологическая неготовность к школе выявляется не до, а после начала занятий. Они чувствуют, что школьная нагрузка является непосильной, и начинают проявлять негативное отношение к учебе тем или иным способом: не хотят учиться, ленятся, часто плачут, болеют. Если у вас есть сомнения в готовности малыша к школьной жизни, а ему еще нет и 7 лет, возможно, есть смысл перенести начало учебы на следующий год. Уверенно определить, насколько готов ребенок к школе, вам помогут специальные тесты или консультация детского психолога.

И еще несколько советов родителям, чьи дети идут в первый класс:

  • Не забывайте, что знания важнее оценок – и напоминайте об этом ребенку.
  • Делайте вместе по утрам зарядку, особенное внимание уделите упражнениям на укрепление мышц спины. Акцентируйте внимание школьника на том, как важно не сутулиться, сидеть прямо.
  • Следите за соблюдением режима дня. Оптимальное время для отхода ребенка ко сну – 21.00.
  • Во время выполнения домашнего задания устраивайте подвижные «переменки».
  • Ребенку необходимо ежедневно гулять как минимум 30 минут, а лучше – 1-2 часа.
  • Минимизируйте просмотр телевизионных программ, использование компьютера и электронных гаджетов в будние дни. Дети и так долго сидят за партами в статичной позе.
  • Активно проводите выходные всей семьей – выезжайте на природу, играйте вместе в подвижные игры, посещайте бассейн.

 

свернуть

Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

свернуть

Набор первоклассника

  1. Школьная форма
  2. Спортивная форма и обувь
  3. Сменная обувь
  4. Простые, цветные карандаши
  5. Фломастеры
  6. Акварельные краски, гуашь
  7. Кисти для рисования (набор)
  8. Альбом для рисования
  9. Стаканчик для воды
  10. Кисточка для клея, тряпочка
  11. Клей «Карандаш» и ПВА
  12. Ножницы (в футляре)
  13. Пластилин, дощечка для лепки, стеки
  14. Линейка, точилка, ластики
  15. Линейка с геометрическими фигурами
  16. Тетради: в крупную клетку (1 шт.); в узкую косую линейку (1 шт.)
  17. Шариковые ручки
  18. Закладки
  19. Пенал
  20. Раскраски

Все вещи первоклассника следует подписать или пометить условными значками.

свернуть

Документы, необходимые для зачисления ребенка в первый класс

  1. Заявление (установленная форма)
  2. Копия свидетельства о рождении ребенка
  3. Медицинская карта

 

свернуть

Этапы и факторы адаптации к школе

Степень готовности к школьному обучению оценивается, как правило, с такими сферами: биологическая, личностная, социально-психологическая и интеллектуальная.

На начальном этапе ребенок присматривается ко всему новому и изучает все. Этот период характеризуется бурной реакцией. Он может длиться две-три недели. Далее ребенок постепенно приспосабливается к школьным условиям. Ребенок становится более спокойной и уравновешенной. Появляется интерес обучением, общением со сверстниками и тому подобное.

Среди факторов, которые влияют на то, как ребенок адаптируется к новым условиям жизни, выделяют следующие:

  • эмоциональное и личностное развитие ребенка, на которое влияет и семейное воспитание, и опыт общения со сверстниками другими детьми и взрослыми;
  • психофизиологические характеристики ребенка;
  • уровень интеллектуального развития: навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.

Физиологическая адаптация

Родителям не стоит отдавать ребенка в общеобразовательную школу, если у него еще не сформированы ключевые антропометрические показатели, говорит психолог Марина Дворник. Речь идет прежде всего о таких факторах:

  • достаточная пропорциональность частей тела (ребенок может достать ведущей рукой противоположного уха через макушку головы);
  • зубная зрелость (не менее 5-10 постоянных зубов в 7 лет);
  • зрелость коры головного мозга (взрослый своей ладонью накрывает одну руку ребенка, а на другой по очереди показывает пальчики, ребенок должен поднять соответствующий палец из-под руки взрослого)
  • зрелость скелете (взрослый показывает ребенку две позиции: "коза" — руки в кулаки, выброшенный 2-й и 3-й пальцы, "корова" — 2-й и 5-й пальцы, ребенок должен уметь поочередно менять позиции рук).

Социально-психологическая адаптация

Об успешной психологической адаптации свидетельствует то, что ребенок идет в школу с удовольствием — и это его личное желание, а не влияние внешних атрибутов — таких как рюкзак, форма, тетради, карандаши и так далее.

"Личностная готовность к школе включает и то, насколько ребенок умеет управлять своими эмоциями. Для этого родителям следует позаботиться о том, чтобы ребенок различал базовые эмоции и умел произвольно их переключать. Помогут разговоры о том, что вызывает те или иные эмоции: как успокаиваться, замедляя дыхание, если злой или слишком оживленный. Интеллектуально адаптирована к школе ребенок — это такая, что уже имеет определенный кругозор и запас знаний. Он обладает дифференцированный восприятием, аналитическим мышлением, логическим запоминанием, разговорной речью и способностью понимать и применять символы", — говорят психологи.

Социально-психологическая готовность ребенка к школе предполагает гибкость в построении отношений. По мнению психологов для того, чтобы заводить друзей и совместно выполнять учебные задания, ребенок должен уметь как уступать, так и защищаться. Это можно отслеживать в коллективных играх, где заметно, какую позицию обычно занимает малыш — лидирует, выполняет, привлекается ли отстраняется".

Сколько времени занимает адаптация в первом классе

Период алаптации может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: особенности ребенка, его знания и умения, специфика учебной программы и тому подобное.

Разделить первоклашек можно на три группы по степени адаптации к школе:

  • Первая: дети в течение двух-трех месяцев обучения легко вливаются в детский коллектив, без особого напряжения выполняют требования педагога и с удовольствием йдкть в школу.
  • Вторая: дети только за полгода вливаются в коллектив; в течение этого времени часто ссорятся с товарищами, бурно реагируют на замечания учителя, им трудно дается учебная программа.
  • Третья: у детей затруднена социально-психологическая адаптация — они ведут себя конфликтно, имеют преимущественно негативные эмоции, есть трудности с усвоением школьной программы.

Следует заметить, что нормальный процесс адаптации у первоклассников продолжается 6-8 недель — может достигать полугода.

 

свернуть

Общие советы родителям первоклассников

Несколько советов, которые помогут успешно адаптироваться ребенку к новым условиям:

  • Утром будите ребенка спокойно
  • Перед началом дня — пожелайте ребенку успеха, найдите несколько ласковых слов.
  • Встречая ребенка после школы — дайте немного расслабиться.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки.
  • Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то ...".
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на усталость или плохое самочувствие.

 

свернуть