"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"
В.А. Сухомлинский
"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"
В.А. Сухомлинский
Чтобы помочь ребенку пережить переход к новой жизни с минимальными «потерями», родителям следует обеспечить сыну или дочери необходимую поддержку. Психологи советуют взрослым при подготовке к учебе и в первые ее месяцы придерживаться следующих правил:
Постарайтесь действовать согласованно с классным руководителем. Первый учитель является для школьника очень значимой и авторитетной фигурой. Если же родители позволяют себе критиковать учителя, это может вызвать у ребенка растерянность, тревогу и непонимание, кого слушать.
Будьте адекватны в своих требованиях к ребенку. Помните – ваше чадо с помощью одного факта начала посещения школьных занятий не может превратиться во взрослого и ответственного человека. Некоторые родители резко меняет свое отношение к ребенку, часто апеллируя к факту: «Ведь ты же уже в школу ходишь!». От него теперь хотят очень многого: ежедневного выполнения домашних заданий, долгого нахождения в сидячем положении в течение дня, хороших оценок или похвал учителя. Несоответствие ожиданий и реального ощущения малыша (а ему же всего 6-7 лет!) вызывает у него снижение самооценки, тревожные мысли: «Я плохой», «Со мной что-то не так», «Мне хочется играть, а нельзя» и т.п.
Помните, проблем с адаптацией к школе ребенку и так хватает – не усугубляйте их собственными неадекватными требованиями.
Бояться идти в первый класс – это совершенно нормально для ребенка. Главной причина страха перед школой является боязнь неизвестности: выстраивания отношений с незнакомыми пока одноклассниками, будущего учителя, новой обстановки. Если вы заметили подобные переживания ребенка, как можно более красочно расскажите ему о школе, а еще лучше – посетите ее вместе.
Ребенок может быть просто психологически не готов к школе. Он не понимает, зачем ему ходить в незнакомое место и выполнять какие-то требования. У некоторых детей психологическая неготовность к школе выявляется не до, а после начала занятий. Они чувствуют, что школьная нагрузка является непосильной, и начинают проявлять негативное отношение к учебе тем или иным способом: не хотят учиться, ленятся, часто плачут, болеют. Если у вас есть сомнения в готовности малыша к школьной жизни, а ему еще нет и 7 лет, возможно, есть смысл перенести начало учебы на следующий год. Уверенно определить, насколько готов ребенок к школе, вам помогут специальные тесты или консультация детского психолога.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Все вещи первоклассника следует подписать или пометить условными значками.
Степень готовности к школьному обучению оценивается, как правило, с такими сферами: биологическая, личностная, социально-психологическая и интеллектуальная.
На начальном этапе ребенок присматривается ко всему новому и изучает все. Этот период характеризуется бурной реакцией. Он может длиться две-три недели. Далее ребенок постепенно приспосабливается к школьным условиям. Ребенок становится более спокойной и уравновешенной. Появляется интерес обучением, общением со сверстниками и тому подобное.
Среди факторов, которые влияют на то, как ребенок адаптируется к новым условиям жизни, выделяют следующие:
Родителям не стоит отдавать ребенка в общеобразовательную школу, если у него еще не сформированы ключевые антропометрические показатели, говорит психолог Марина Дворник. Речь идет прежде всего о таких факторах:
Об успешной психологической адаптации свидетельствует то, что ребенок идет в школу с удовольствием — и это его личное желание, а не влияние внешних атрибутов — таких как рюкзак, форма, тетради, карандаши и так далее.
"Личностная готовность к школе включает и то, насколько ребенок умеет управлять своими эмоциями. Для этого родителям следует позаботиться о том, чтобы ребенок различал базовые эмоции и умел произвольно их переключать. Помогут разговоры о том, что вызывает те или иные эмоции: как успокаиваться, замедляя дыхание, если злой или слишком оживленный. Интеллектуально адаптирована к школе ребенок — это такая, что уже имеет определенный кругозор и запас знаний. Он обладает дифференцированный восприятием, аналитическим мышлением, логическим запоминанием, разговорной речью и способностью понимать и применять символы", — говорят психологи.
Социально-психологическая готовность ребенка к школе предполагает гибкость в построении отношений. По мнению психологов для того, чтобы заводить друзей и совместно выполнять учебные задания, ребенок должен уметь как уступать, так и защищаться. Это можно отслеживать в коллективных играх, где заметно, какую позицию обычно занимает малыш — лидирует, выполняет, привлекается ли отстраняется".
Период алаптации может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: особенности ребенка, его знания и умения, специфика учебной программы и тому подобное.
Разделить первоклашек можно на три группы по степени адаптации к школе:
Следует заметить, что нормальный процесс адаптации у первоклассников продолжается 6-8 недель — может достигать полугода.
Несколько советов, которые помогут успешно адаптироваться ребенку к новым условиям: