Преемственность между обучением учащихся I и II ступени общего среднего образования

В столице начат эксперимент - ученики одной из школ возвращаются за парты -  RU.DELFI

"Если ты умеешь читать, то можешь научиться чему угодно. Было бы желание"

Робин Хобб

Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится
справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.
Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт


Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. 

Переход младшего школьника из начальной школы в среднее звено всегда сопровождается психологическим стрессом. Ему подвержен не только сам ребёнок, но и его родители, учитель начальной школы и учитель, которому предстоит встреча с новым учеником. Необходимо как можно быстрее снять это напряжение, сохранив при этом преемственность в содержании курса, в формах и методах работы, а также требованиях к учащимся.
Учителя старшей школы часто упрекают своих коллег начальной школы в недостаточной подготовке учащихся IV класса. Учителя начальной школы укоряют своих коллег старшего звена за излишние строгие требования, предъявляемые учащимся на первых уроках, за не знание программ, учебников и методов работы начальной школы, а также за то, что не учитываются возрастные особенности младших школьников. Все это приводит к резкому снижению успеваемости в V классе, потере интереса к предмету.

Каковы же причины всех этих проблем:
-недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах;
-неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
-неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашних заданий;
-смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю);
-резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них;
-много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различными требованиями и т.д.)
Чтобы избежать этих проблем, руководство школы, учителяпредметники посещают уроки.

Основные моменты реализации принципа преемственности
наблюдались при посещении:  

- в выполнении единых педагогических требований;
- в соблюдении санитарно-гигиенического режима в тетрадях и на доске;
- последовательности этапов урока;
- в соблюдение орфографического режима в тетрадях и на доске;
- в создании оптимального микроклимата (доброжелательные взаимоотношения, создание «ситуации успеха», рациональная насыщенность урока);
- при изучении нового материала (последовательность, логичность, доступность, научность);
- при закреплении материала (от простого к сложному, дифференциация заданий, чередование письменных и устных заданий);
-в контроле знаний учащихся (учителем взаимоконтроль, самоконтроль, использовании экрана, доски);
-в оценке знаний учащихся (комментирование);
- в объёме домашних заданий.

1. Решение проблем учителем начальных классов:
- как можно раньше узнать учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников;
- приглашать учителей-предметников на уроки и внеклассные мероприятия;
- беседа с будущим классным руководителем об индивидуальном подходе к учащимся; изучение личных дел, медицинских карт.

2. Работа с родителями:
- анкетирование;
- проведение родительского собрания с приглашением педагоговпредметников, будущего классного руководителя;
- проведение консультаций с учителями-предметниками.

3. Работа с психологом:
-психолог проводит диагностику, с последующими рекомендациями для будущего классного руководителя, учителям-предметникам.

Руководству учреждения необходимо обращать внимание на единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти рекомендует оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В I четверти не ставить «2».

 

свернуть

Рекомендации учителям I ступени общего среднего образования

 усилить работу по развитию связной речи учащихся (устные сочинения, составление текстов-рассуждений, различные виды пересказов);
 учить строить схемы-опоры, составлять алгоритмы действий;
 уделять должное внимание работе с различными словарями;
 учить точно и конкретно отвечать на поставленный вопрос, грамотно задавать вопросы товарищам и учителю;
 совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля;
 проводить запись решения задачи различными способами;
 до совершенства довести знание таблиц умножения, названий компонентов арифметических действий и правил их нахождения.

 

свернуть

Рекомендации учителям II ступени общего среднего образования

 изучить психологические и возрастные особенности учеников IV класса;
 уделять должное внимание проведению такого этапа урока, как проверка домашнего задания;
 изучить программные требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников начальной школы;
 вести целенаправленную работу при изучении темы «Повторение изученного в начальной школе»;
 использовать тексты итоговых контрольных работ для проведения стартовых контрольных работ в V классе;
 для проведения проверочных, самостоятельных и контрольных работ использовать разноуровневые задания;
 обращать внимание на необходимость смены видов деятельности в течение урока.

 

свернуть

Рекомендации учителям I и II ступени общего среднего образования

 обсудить меры по дальнейшему формированию и развитию детского коллектива;
 провести сравнительный анализ программных требований начальной школы и среднего звена;
 определить единые требования к проведению работы над ошибками;
 составить рекомендации по преодолению проблем адаптационного периода;
 выработать единый подход к использованию технологий, методик и приёмов обучения.

 

свернуть

Рекомендации учителям-предметникам

 Учитывайте трудности адаптационного периода.
 Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями.
 Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
 На заседаниях методических объединений выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).
 Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
 Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
 Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
 Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
 Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
 Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
 Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
 Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
 Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
 Не допускайте педагогического манипулирования.
 В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
 Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
 Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
 Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
 Эффективно используйте стимулирующие, поддерживающие и факультативные занятия с целью повышения уровня обученности учащихся и качества их успеваемости.
 Соблюдайте при организации образовательного процесса санитарные правила и нормы: своевременно начинайте и заканчивайте уроки, проводите физкультурные минутки.
 Шире используйте на уроках различные приемы и методы для организации самостоятельной деятельности учащихся.

 

свернуть

Рекомендации администрации школы

 создать план, в которыемогут войти следующие разделы: организационноподготовительная работа, работа с педагогическими кадрами, работа с учащимися, работа с родителями, контроль и регулирование;
 провести расширенныеметодические объединения, педсоветы по проблемам преемственности;
 составить сравнительные диаграммы качества знаний по основным предметам на основе результатов входного контроля;
 провести родительские собрания с целью выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребёнка в среднем звене школы;
 подготовить итоговую справку-анализ об адаптационном периоде учащихся V класса.

 

свернуть

Рекомендации классным руководителям

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с
ними.
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом.
4. Помогите ученикам запомнить Ф. И. О. учителейпредметников (можно использовать визитки, бейджи).
5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
8. Вовлекайте детей в объединения по интересам, в пионерскую организацию, во внеклассную работу.
9. Постоянно осуществляйте координацию действий между учителями-предметниками, учащимися и их родителями.
10. Осуществляйте контроль за посещением школьниками уроков, не допускайте пропусков без уважительных причин, фиксируйте пропуски в классном журнале и дневниках учащихся, в тот же день информируйте родителей о пропусках занятий.

 

свернуть

Рекомендации родителям учащихся V-х классов

 Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
 Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
 Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
 Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
 Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
 Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
 Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
 Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
 Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
 Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.
 Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

 

свернуть

Определение круга претензий, запросов родителей