"Если ты умеешь читать, то можешь научиться чему угодно. Было бы желание"
Робин Хобб
"Если ты умеешь читать, то можешь научиться чему угодно. Было бы желание"
Робин Хобб
Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится
справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.
Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Переход младшего школьника из начальной школы в среднее звено всегда сопровождается психологическим стрессом. Ему подвержен не только сам ребёнок, но и его родители, учитель начальной школы и учитель, которому предстоит встреча с новым учеником. Необходимо как можно быстрее снять это напряжение, сохранив при этом преемственность в содержании курса, в формах и методах работы, а также требованиях к учащимся.
Учителя старшей школы часто упрекают своих коллег начальной школы в недостаточной подготовке учащихся IV класса. Учителя начальной школы укоряют своих коллег старшего звена за излишние строгие требования, предъявляемые учащимся на первых уроках, за не знание программ, учебников и методов работы начальной школы, а также за то, что не учитываются возрастные особенности младших школьников. Все это приводит к резкому снижению успеваемости в V классе, потере интереса к предмету.
Каковы же причины всех этих проблем:
-недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах;
-неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
-неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашних заданий;
-смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю);
-резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них;
-много времени требуется на адаптацию в новых условиях (темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различными требованиями и т.д.)
Чтобы избежать этих проблем, руководство школы, учителяпредметники посещают уроки.
Основные моменты реализации принципа преемственности
наблюдались при посещении:
- в выполнении единых педагогических требований;
- в соблюдении санитарно-гигиенического режима в тетрадях и на доске;
- последовательности этапов урока;
- в соблюдение орфографического режима в тетрадях и на доске;
- в создании оптимального микроклимата (доброжелательные взаимоотношения, создание «ситуации успеха», рациональная насыщенность урока);
- при изучении нового материала (последовательность, логичность, доступность, научность);
- при закреплении материала (от простого к сложному, дифференциация заданий, чередование письменных и устных заданий);
-в контроле знаний учащихся (учителем взаимоконтроль, самоконтроль, использовании экрана, доски);
-в оценке знаний учащихся (комментирование);
- в объёме домашних заданий.
1. Решение проблем учителем начальных классов:
- как можно раньше узнать учителей-предметников и классных руководителей будущих пятиклассников;
- приглашать учителей-предметников на уроки и внеклассные мероприятия;
- беседа с будущим классным руководителем об индивидуальном подходе к учащимся; изучение личных дел, медицинских карт.
2. Работа с родителями:
- анкетирование;
- проведение родительского собрания с приглашением педагоговпредметников, будущего классного руководителя;
- проведение консультаций с учителями-предметниками.
3. Работа с психологом:
-психолог проводит диагностику, с последующими рекомендациями для будущего классного руководителя, учителям-предметникам.
Руководству учреждения необходимо обращать внимание на единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти рекомендует оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В I четверти не ставить «2».
усилить работу по развитию связной речи учащихся (устные сочинения, составление текстов-рассуждений, различные виды пересказов);
учить строить схемы-опоры, составлять алгоритмы действий;
уделять должное внимание работе с различными словарями;
учить точно и конкретно отвечать на поставленный вопрос, грамотно задавать вопросы товарищам и учителю;
совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля;
проводить запись решения задачи различными способами;
до совершенства довести знание таблиц умножения, названий компонентов арифметических действий и правил их нахождения.
изучить психологические и возрастные особенности учеников IV класса;
уделять должное внимание проведению такого этапа урока, как проверка домашнего задания;
изучить программные требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников начальной школы;
вести целенаправленную работу при изучении темы «Повторение изученного в начальной школе»;
использовать тексты итоговых контрольных работ для проведения стартовых контрольных работ в V классе;
для проведения проверочных, самостоятельных и контрольных работ использовать разноуровневые задания;
обращать внимание на необходимость смены видов деятельности в течение урока.
обсудить меры по дальнейшему формированию и развитию детского коллектива;
провести сравнительный анализ программных требований начальной школы и среднего звена;
определить единые требования к проведению работы над ошибками;
составить рекомендации по преодолению проблем адаптационного периода;
выработать единый подход к использованию технологий, методик и приёмов обучения.
Учитывайте трудности адаптационного периода.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями.
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
На заседаниях методических объединений выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).
Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
Не допускайте педагогического манипулирования.
В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Эффективно используйте стимулирующие, поддерживающие и факультативные занятия с целью повышения уровня обученности учащихся и качества их успеваемости.
Соблюдайте при организации образовательного процесса санитарные правила и нормы: своевременно начинайте и заканчивайте уроки, проводите физкультурные минутки.
Шире используйте на уроках различные приемы и методы для организации самостоятельной деятельности учащихся.
создать план, в которыемогут войти следующие разделы: организационноподготовительная работа, работа с педагогическими кадрами, работа с учащимися, работа с родителями, контроль и регулирование;
провести расширенныеметодические объединения, педсоветы по проблемам преемственности;
составить сравнительные диаграммы качества знаний по основным предметам на основе результатов входного контроля;
провести родительские собрания с целью выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребёнка в среднем звене школы;
подготовить итоговую справку-анализ об адаптационном периоде учащихся V класса.
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с
ними.
2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом.
4. Помогите ученикам запомнить Ф. И. О. учителейпредметников (можно использовать визитки, бейджи).
5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.
6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
8. Вовлекайте детей в объединения по интересам, в пионерскую организацию, во внеклассную работу.
9. Постоянно осуществляйте координацию действий между учителями-предметниками, учащимися и их родителями.
10. Осуществляйте контроль за посещением школьниками уроков, не допускайте пропусков без уважительных причин, фиксируйте пропуски в классном журнале и дневниках учащихся, в тот же день информируйте родителей о пропусках занятий.
Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.
Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.