Преемственность в обучении

Преемственность дошкольного и 1-й ступени общего среднего образования -  Боровлянский детский сад №3

"В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить"  Cократ

 

Для любого человека ситуация новизны является в определенной степени тревожной. Переходя с одной ступени обучения на другую, ребенок, естественно, переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. 

 

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

 

Каждый ребенок - не только первоклассник, но даже и старший школьник - после летних каникул проходит период адаптации, ее длительность различна: учащиеся старших классов привыкают к школе 2-3 недели; среднего школьного возраста, например, шестиклассники - 1 месяц. Первоклассникам на адаптацию в новой обстановке требуется до 1,5 месяца.

Признаки беспокойства накануне учебного года проявляют все дети. Могут быть капризы, которые иногда перерастают в нервный срыв и депрессию - из-за того, что многие неспособны быстро переключиться на активную учебную деятельность, ранние подъемы в школу, строгость учителя. Это может привести ребенка к ощущению собственной ненужности или к плохой учебе.

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.

2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива:

по формированию знаний и надпредметных умений.

по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).

по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.

по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.

3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.

4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

Признаки успешной адаптации:

Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.

Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

У него появились друзья-одноклассники.

Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

Советы учителю и родителю на адаптационный период

Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы.

Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.

Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности.

Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться.

Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями.

Если в классе новичок, узнайте о его здоровье.

Беседуя с новым учеников в период, адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.

Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.