Школьные методические и учебно-методические объединения

                       

Методические и учебно-методические объединения учреждения образования

Наименование методического, учебно-методического объединения

ФИО председателя учебно-методического объединения, руководителя методического объединения

Должность

Количество педагогов, которые входят в данное учебно-методическое объединение

ШУМО учителей точных наук (математики, информатики, физики и астрономии)

Бернацкая Елена Леонидовна

Учитель математики, учитель-дефектолог

4

ШУМО учителей начальных классов

Станишевская Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов

5

ШУМО учителей естествознания (биологии, химии, географии)

Стадуб Татьяна Михайловна

Учитель географии

3

ШУМО учителей гуманитарного цикла (русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществоведения)

Буткевич Ольга Ивановна

Учитель русского языка и литературы

7

ШМО классных руководителей на I ступени общего среднего образования

Ордевич Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов

5

ШМО классных руководителей на II и III ступенях общего среднего образования

Качинская Юлия Анатольевна

Учитель биологии и химии

7

 

Положение об учебно-методических объединениях в сфере общего среднего образования, специального образования

Положение о методических объединениях в сфере общего среднего образования, специального образования

 

свернуть

Функциональные обязанности председателя ШУМО

 

  1. Общие положения

 

1.1. Председатель учебно-методического объединения школы назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Председатель учебно-методического объединения в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми документами об образовании в Республике Беларусь; конвенцией о правах ребёнка;  Конституцией и законами Республики Беларусь; инструкциями,  приказами, распоряжениями управления по образованию Молодечненского райисполкома; Уставом школы, приказами, распоряжениями директора школы, администрации; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; настоящим положением.

1.3. Председатель учебно-методического объединения подчиняется в своей деятельности заместителю директора по учебно-методической работе, директору школы.

1.4.  Председатель учебно-методического объединения должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет.

1.5.  Председателю учебно-методического объединения непосредственно подчиняются педагоги, входящие в состав учебно-методического объединения.

 

  1. Функции председателя учебно-методического объединения

 

2.1.      Организация методической, экспериментальной, инновационной работы в учебно-методическом объединении, руководство данной деятельностью и контроль за развитием этого процесса.

2.2.   Методическое руководство и координация работы учителей, входящих в состав учебно-методического объединения.

2.3.  Руководство и контроль за организацией учебной деятельности учащихся.

2.4.  Организация текущего и перспективного планирования, контроль за его выполнением.

2.5. Организация повышения квалификации и профессионального мастерства учителей, участие в подготовке и проведении аттестации педагогических работников.

 

  1. Должностные обязанности председателя учебно-методического объединения

 

Председатель учебно-методического объединения обязан:

3.1.  Организовывать текущее и перспективное планирование методической, экспериментальной и инновационной деятельности учебно-методического объединения (план утверждается директором школы).

3.2. Руководить разработкой календарно-тематических планов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам, организовать оперативную корректировку учебно-методических материалов.

3.3.  Организовать текущее и перспективное планирование деятельности учебно-методического объединения.

3.4.  Анализировать итоги деятельности учебно-методического объединения за учебный год, на основе выявленных проблем планировать деятельность учебно-методического объединения на новый учебный год.

3.5.  Анализировать состояние кадрового потенциала учебно-методического объединения.

3.6.    Контролировать прохождение учителями учебных программ с учетом глубины и качества прохождения программ.

3.7.   Посещать уроки и внеклассные занятия учителей учебно-методического объединения с целью оказания методической помощи.

3.8.    Участвовать в проведении олимпиад, научно-практических конференций учащихся.

3.9.   Ставить в известность заместителя директора по учебно-методической работе обо всех изменениях в экспериментальной работе.

 3.10.  Своевременно составлять необходимую документацию учебно-методического объединения.

3.11.  Руководить проведением предметных (методических) недель.

3.12.  Принимать участие в работе аттестационной комиссии.

3.13.  Организовывать повышение квалификации педагогического состава учебно-методического объединения, давать рекомендации учителям, желающим повышать свою квалификационную категорию.

3.14.   Оказывать помощь педагогам учебно-методического объединения в овладении ими навыками аналитической и других видов деятельности.

3.15.   Организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в образовательный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

3.16.  Отвечать за распространение опыта работы педагогов учебно-методического объединения.

 

  1. Права председателя учебно-методического объединения

 

Председатель учебно-методического объединения имеет право:

4.1.  Самостоятельно выбирать формы и методы работы с педагогами учебно-методического объединения, планировать работу, исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.

4.2.  Участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы, участвовать в работе Педагогического совета школы.

 4.3. Защищать профессиональную честь и достоинство.

4.4. Знакомиться с жалобами, давать объяснения.

4.5. Присутствовать на любых занятиях, проводимых педагогическим коллективом школы.

4.6.  Повышать квалификацию.

4.7. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

 

  1. Ответственность председателя учебно-методического объединения

 

5.1.  За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования, законных распоряжений директора школы и иных локальных актов, должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, председатель учебно-методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством.

5.2. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка председатель учебно-методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Кодексом Республики Беларусь «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3.  За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-методического процесса председатель учебно-методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.  За виновное причинение школе или участникам учебно-методического процесса ущерба в связи с исполнением (не исполнением) своих должностных обязанностей председатель учебно-методического объединения несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

  1. Взаимодействие с администрацией

 

Председатель учебно-методического объединения:

6.1. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы, руководителем методического совета, заместителем директора школы по учебно-методической работе, заместителем директора по воспитательной работе, директором школы.

6.2.  Работает в тесном контакте с учителями-предметниками, председателями учебно-методических объединений, проблемных групп и других структурных подразделений методической службы, председателем методического совета, заместителем директора по учебно-методической работе, заместителем директора по воспитательной работе, директором школы, специалистами служб школы и осуществляет взаимодействие с другими образовательными учреждениями по вопросам учебно-методической, экспериментальной и инновационной деятельности.

 

свернуть

Функциональные обязанности руководителя школьного методического объединения классных руководителей

Руководитель методического объединения классных руководителей:

а) отвечает:

за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;

за пополнение «методической копилки классного руководителя»;

за своевременное составление документации о работе объединения и проведённых мероприятиях;

б) совместно с заместителем директора по воспитательной работе

за соблюдение принципов организации воспитательной работы;

за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;

за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;

за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;

в) организует:

взаимодействие классных руководителей-членов методического объединения между собой и с другими подразделениями школы;

открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;

изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;

консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов

Документация методического объединения

  1. Приказ об открытии МО.
  2. Приказ о назначении на должность руководителя ;методического объединения.
  3. Положение о методическом объединении.
  4. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
  5. Функциональные обязанности руководителя МО.
  6. Банк данных о классных руководителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий педагогический стаж, стаж в должности классного руководителя, квалификационная категория, награды, звание, повышение квалификации, домашний адрес, телефон).
  7. Годовой план работы методического объединения.
  8. План-сетка работы МО на каждую четверть.
  9. Протоколы заседаний методического объедине
  10. Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля, мониторинга воспитания (копии справок, приказов, табли
  11. График повышения квалификации классных руководителей на текущий год.
  12. Сведения о темах самообразования классных руководителей.
  13. График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и др.
  14. График проведения открытых классных воспитательных мероприятий.
  15. Инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей.
  16. Материалы «Методическая копилка классного руководителя».

Структура плана методического объединения классных руководителей

  1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведённой в предыдущем учебном году.
  2. Педагогические задачи объединения.
  3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:

план заседаний МО;

участие МО в общешкольных мероприятиях;

другая работа.

  1. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:

темы самообразования классных руководителей;

участие в курсах повышения квалификации;

подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;

работа по аттестации педагогов.

  1. Диагностика профессиональной подготовленности классных руководителей включает изучение следующих направлений: научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки. Оцениваются диагностическая, коммуникативная, организационная, научно-методическая деятельность классного руководителя.
  2. Критерии оценки деятельности классного руководителя:

система работы с классом;

уровень воспитанности учащихся;

активность функционирования органов самоуправления;

творческая направленность работы классного руководителя;

стиль взаимоотношений с учащимися;

самообразование классного руководителя.

  1. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
  2. Участие в тематическом и персональном контроле за состоянием воспитательного процесса в классе.

 

ЗАСЕДАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заседания классных руководителей проводятся один раз в четверть, как правило, в первую неделю четверти. Содержание таких совещаний традиционно:

подведение итогов работы классных руководителей за предыдущую четверть;

сообщение каждого классного руководителя о наиболее интересном, важном или наиболее удавшемся деле в течение четверти (2-3 мин.);

сообщение заместителя директора по воспитательной работе об основных направлениях и основных делах в наступившей четверти;

обсуждение основного общешкольного дела (туристический слет, ярмарка, День школы, праздник труда, День культуры и т. п.), форм проведения, заданий классам, сценария и т. п.

Совещания классных руководителей могут проводится отдельно для 1-4-х, 5-11-х классов.

Педагогический совет по проблемам воспитательной деятельности проводится один раз в год, чаще всего перед началом III четверти.

Каждую четверть классный руководитель принимает участие в малом педсовете по всей параллели, в том числе и по своему классу, на котором обсуждаются успеваемость учащихся, уровень организации классного коллектива, проблемы индивидуального подхода к отдельным учащимся. К такому педсовету классный руководитель должен тщательно подготовиться.

свернуть

ШУМО учителей начальных классов

5 февраля состоялось заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов по теме "Формирование у учащихся начальных классов функциональной грамотности средствами учебных предметов".
На заседании были рассмотрены вопросы:
1. Активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на учебных занятиях.
2. Формирование читательской грамотности учащихся на учебных занятиях
3. Формирование личностных качеств учащихся на учебных занятиях с помощью разнообразных организационных форм обучения.

 

27 ноября состоялось заседание учебно-методического объединения учителей начальных классов по теме "Реализация воспитательного потенциала учебных предметов на учебных занятиях".
На заседании были рассмотрены вопросы:
1. Развитие познавательной сферы учащихся на учебных занятиях.
2. Воспитание как процесс формирования личностных качеств учащихся.
3. Учебная деятельность как фактор развития личности младшего школьника.

 

4 сентября состоялось первое заседание школьного учебно-методического объединения учителей начальных классов по теме «Организация образовательного процесса на І ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году». На заседании были рассмотрены вопросы:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования (основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса; вопросы безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса в учреждениях общего среднего образования; обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по учебным предметам I ступени общего среднего образования; учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку»: обновленное содержание, использование материалов на учебных занятиях; УМК по математике для I−IV классов: учебное моделирование как дидактическая основа начального обучения математике).
2. Республиканский мониторинг по изучению чтения и понимания текста на белорусском языке учащимися IV классов: результаты, направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов, коррекция и регулирование образовательного процесса на I ступени общего среднего образования.
3. Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
4. Предметные журналы как средство информационной, научнометодической поддержки учителей начальных классов и повышения их профессиональной компетентности.

свернуть

ШУМО учителей гуманитарного цикла

28 марта прошло заседание школьного учебно-методического объединения учителей гуманитарного цикла на тему "Теоретические и практические аспекты воспитания учащихся посредством учебного занятия гуманитарной направленности".
Педагоги анализировали роль единства обучающих, развивающих и воспитательных задач при проектировании урока (Буткевич О.И), определяли функциональные и содержательные возможности учебных пособий в развитии и воспитании личности учащихся (Железняк И.А), обсуждали методы и приемы формирования социально ответственного поведения учащихся на уроках гуманитарного цикла (Бондаренко А.В.).

 

9 ноября состоялось заседание ШУМО учителей гуманитарного цикла, в ходе которого были рассмотрены следующие вопросы:
1. Коммуникативная компетентность учителей гуманитарного цикла как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Формирование речевой культуры учащихся на учебных занятиях как средство их личностного развития.
3. Лингвистический и лингвокультурологический анализ учебного текста как средство развития коммуникативной, языковой и социально- личностных компетенций учащихся.
4. Формирование читательской грамотности учащихся на уроках и факультативных занятиях по предметах гуманитарного цикла.
Выступающие делились опытом своей работы в данных направлениях, обсуждали эффективность разных подходов в формировании коммуникативных компетенций. Члены ШУМО познакомились с репетиционными заданиями по изучению читательской грамотности в 2023 году.

 

4 сентября состоялось первое задание ШУМО учителей гуманитарного цикла. Рассмотрели обновлённую нормативную документацию, программы и учебно-методические комплексы по предметам. Познакомились с результатами экзаменационной кампании 2022/2023 учебного года. Проанализировали методическую работу за предыдущий год и познакомились с планом на 2023/2024 учебный год.

свернуть

ШУМО учителей точных наук

14 марта участники ШУМО учителей математики, информатики, физики и астрономии приняли участие в очередном заседании на тему "Медиаобразование в современной школе".
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. Роль медиаобразования в современном мире.
2. Возможности и опыт реализации медиаобразования на учебных занятиях.
3. Технологии мобильного обучения.
4. Формирование медиа грамотности на уроках и внеклассной работе.

14 декабря прошло заседание ШУМО учителей математики, информатики, физики и астрономии на тему "Организация индивидуального подхода к интеллектуально одаренному обучающемуся в образовательном процессе". Участники обсудили вопросы возможностей, потребностей и проблем одарённых детей, модель работы с одарёнными детьми на уроках математики и физики, дозировку домашнего задания и предупреждение перегрузок учащихся. А также провели анализ республиканской контрольной работы по изучению преподавания информатики в VIII классе.

 

7 сентября прошло первое заседание ШУМО учителей математики, информатики, физики и астрономии на тему "Нормативное правовое и научно-метолическое обеспечение преподавания математики, информатики, физики и астрономии в учреждении общего среднего образования в 2023/2024 учебном году". Входе заседания участники обсудили материалы инструктивно-методического письма (общую часть и приложения по учебным предметам) и новых учебных программ. Председатель обратил внимание педагогов на изменения в методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи. Затем члены ШУМО провели анализ работы за прошлый учебный год и запланировали мероприятия на 2023/2024 учебный год. Так же на заседании были рассмотрены результаты выпускного экзамена по математике в IX классе.

свернуть

ШУМО учителей естествознания

23 ноября прошло внеочередное заседание ШУМО учителей естественных наук. На заседании присутствовали 3 педагога. Рассмотрены следующие вопросы:
1.Качинская Ю.А., проинформировала членов ШУМО о функционировании на базе учреждений образования Молодечненского района ресурсных центров районного и областного значения (перечень прилагается).
2. Стадуб Т.М., познакомила педагогов с анализом республиканских контрольных работ по учебному предмету «История Беларуси» в 2022/2023 учебном году. Отмечены положительные и отрицательные факты по соответствию среднего балла учащегося за четверть и за РКР; обсуждены наиболее типичные затруднения учащихся во время прохождения испытания как по республике, так в учреждении образования.
3. Щуцкая Е.А., обратила внимание на необходимость детального изучения Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Химия», «Биология», «География».

 

17 ноября прошло очередное заседание ШУМО учителей естественных наук. В форме методической мастерской.
Тема: Формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся в процессе экспериментальной деятельности на уроках предметов естественного цикла
Цель: содействие формированию профессиональной компетентности педагогов приформирование предметных и метапредметных компетенций учащихся.
Рассмотрены следующие вопросы:
1. О проведении II этапа республиканской олимпиады по предметам естественного цикла.
2. Анализ результатов участия учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях по биологии, химии, географии и физики. Типичные ошибки и пути их предупреждения.
3. Формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся в процессе экспериментальной деятельности на уроках химии.
4. Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности при изучении предметов естественного цикла.

 

29 августа прошло первое заседание ШУМО учителей естественных наук в форме круглого стола по теме «Анализ работы школьного учебно-методического объединения учителей естествознания за прошедший учебный год и перспективные направления деятельности в 2023/2024 учебном году».

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Образовательный процесс по учебным предметам «География» «Биология», «Химия» в 2023/2024 учебном году: обновленные учебные программы; обновленные учебные пособия, их особенности.
  2. Результаты централизованного экзамена по учебным предметам «География», «Биология», «Химия» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
  3. Анализ работы методических формирований за 2022/2023 учебный год; актуальные направления развития.
  4. Анализ республиканской олимпиады по учебным предметам «Биология», «Химия», «География».

свернуть

ШМО классных руководителей на I ступени общего среднего образования

20 февраля прошло заседание методического объединения классных руководителей начального звена по теме «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними».
На повестку дня были вынесены следующие вопросы:
1. Основные причины конфликтов между учителем и учениками.
Было решено: учитель должен принимать ученика таким, какой он есть. У всех педагогов школы должны быть одинаковые требования к учащимся.
2. Основные способы разрешения конфликта между учителем и учеником.
Было принято решение:
Не пытаться разрешить конфликт с конкретным учеником при всем классе.
Систематически проводить тематические классные часы, профилактические беседы с учащимися.
В итоге заседания с педагогами было проведено упражнение-визуализация «Я в роли ученика». Оно было направлено на помощь учителю в решении проблемы с учащимися, если на уроке возникла конфликтная ситуация.

 

 

В рамках недели правовых знаний 18 сентября в начальной школе прошло заседание школьного методического объединения классных руководителей по теме «Деятельность классного руководителя по формированию у учащихся осознанного законопослушного поведения».

В рамках заседания педагоги обсудили следующие вопросы:

  1. Формирование правовой культуры, профилактика противоправного поведения учащихся.
  2. Эффективные технологии, метолы, формы воспитательно- профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем.

 

30 августа состоялось заседание школьного методического объединения классных руководителей на I ступени общего среднего образования по теме: «Организация системы деятельности классного руководителя в 2023/2024 учебном году».

Были рассмотрены 4 вопроса:

  1. Ознакомление с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждении образования».
  2. Единый подход к планированию воспитательной работы в 2023/2024 учебном году.
  3. Утверждение плана школьного методического объединения классных руководителей на I ступени общего среднего образования на 2013/2024 учебный год.
  4. Методика проведения первого урока на тему «Беларусь и я − диалог мира и созидания».

свернуть

ШМО классных руководителей на II и III ступенях общего среднего образования

4 января состоялось заседание школьного методического объединения классных руководителей второй и третей ступени по теме "Туристко-экскурсионная деятельность в практике работы классного руководителя". Участники обсудили такие вопросы как  сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности, здоровьесберегающие факторы в работе с обучающимися.

3 ноября прошло заседание классных руководителей на второй и третьей ступени общего среднего образования. Участники обсудили воспитательную деятельность в контексте  Года Мира и созидания. 

6 сентября прошло первое заседание классных руководителей на второй и третьей ступени общего среднего образования. На заседании педагоги подвели итоги прошедшего учебного года, рассмотрели инструктивно-методическое письмо и выбрали основные направления работы в новом учебном году.

свернуть