Интеллектуальные конкурсы и олимпиады

                            

«Ваш ум – всё. Вы становитесь тем, что думаете».

                                                                             Сиддхартха Гаутама (Будда)

Модель работы с талантливыми и высокомотивированными учащимися

Совершенствование педагогической работы с одаренными обучающимися

Главная цель работы с одаренными детьми – это развитие у них творческой индивидуальности для обеспечения их потребности и способности к зрелой самоактуализации.

Задача школы – дать возможность ученику развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

При этом существует главное правило: никакого насилия над личностью ученика и принуждения.

Работая с талантливым учеником, учитель решает сразу три задачи:

  • вводит ученика в сферу учебного материала;
  • создает атмосферу эмоционального комфорта;
  • выводит ребенка на высокопрофессиональный уровень.

Личность учителя является ведущим фактором обучения. Учитель для одаренного ребенка – это прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

Рекомендации учителю:

- опираться на психолого-педагогическую диагностику с учетом группы здоровья учащегося;

- учитывать карту интересов ребенка.

Основной формой работы считать урок, для обеспечения наиболее полного усвоения знаний рекомендуется:

  • при составлении плана-конспекта урока обязательно планировать работу индивидуально с каждым учеником с признаками одаренности;
  • подбирать индивидуальные задания с элементами творчества;
  • включать детей в группы консультантов при групповой форме работы;
  • использовать элементы технологии опережающего общения;
  • поощрять творческий подход в овладении знаниями;
  • учить рационально выполнять задания, использовать учебное время;
  • осуществлять дифференцированный подход к выбору домашнего задания;
  • осуществлять тренинг;
  • не скупиться на похвалу;
  • способствовать созданию в классном коллективе комфортного психологического микроклимата, направленного на принятие ребенка с признаками одаренности ученическим коллективом.

Реализовать данную программу через различные формы работы:

  • индивидуальная работа;
  • занятия по интересам, факультативные занятия, курсы по выбору;
  • кружковая работа.

В работе опираться на новейшие научные знания по своему предмету, на педагогический опыт и передовые инновационные технологии.

Поддерживать постоянный контакт с законными представителями:

  • сообщать о результатах тестирования;
  • сообщать об успехах и затруднениях ребенка.
свернуть

Советы педагогам по работе с одаренными детьми

  1. Главное, поощрение – главный витамин для такого ребенка.
  2. Подхватывайте мысли учащегося и оценивай их тут же, подчеркивая и оценивая их и т.п.
  3. Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов.
  4. Поощряйте оперирование идеями, материалом, предметами. Ребенок должен практически решать исследовательские задачи.
  5. Учите систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
  6. Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
  7. Создавайте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли их встречаются с признанием, принимаются и используются.
  8. Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к понятиям, мыслям.
  9. Учите детей ценить свои и чужие мысли.
  10. Развивайте у ребенка терпимость к насмешкам и агрессии ровесников и уверенность в себе.
  11. Стимулируйте и поддерживайте инициативу ребенка, его самостоятельность. Подбрасывайте проекты, которые могут увлечь.
  12. Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
  13. Развивайте у детей терпимость в учении.

 

Памятка учителю-исследователю по работе с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению

  1. Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объем внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
  2. Организовывать индивидуальную работу на уроке:
  • определить меру трудности задания;
  • создать индивидуальный план работы на уроке;
  • разработать систему продуктивных заданий.
  1. Вести исследовательскую деятельность с учетом интересов ученика по следующим этапам:
  • организационному;
  • разработческому;
  • внедренческому;
  • диагностическому;
  • аналитическому;
  • итоговому.
  1. Консультировать родителей по вопросам:
  • круга интересов учащихся;
  • трудностей в учебе;
  • индивидуальных особенностей.
  1. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
  2. Устраивать публичное представление итогов исследовательской работы учащихся.
свернуть

Опросник для выявления одаренных обучающихся учителями и законными представителями

Данный опросник предложенный А.А. Лосевой [37, с. 234 - 238] может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить свои способности: интеллектуальная, академических достижений, творческая, лите­ратурная, артистическая, музыкальная, техническая, двигательная, художествен­ная, социальная. Экспертам предлагается оценить по «четырехбальной» систе­ме характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то ха­рактеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 бал­лов; 2 балла - самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметичес­кая для каждого испытуемого.

I. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не пута­ется в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хоро­шо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и след­ствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо
не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков  других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических струк­тур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением сво­их сверстников на год - два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприяти­ем и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10. Пытается выяснить причины и смысл событий.

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чув­ства.

5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актёрской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передаёт чувства через мимику, жесты, движений.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-либо с увлечением рассказывает.

7. С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен, открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. 

VI. Музыкальная сфера

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поёт.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояния.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком – нибудь инструменте. 

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мире его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприёмников.

4. Может   легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. 

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.) 

IX. Сфера художественных достижений

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необыч­ную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, кам­ней, марок, открыток и т. д.).

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобра­жать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

3. Высокая общительность с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом

свернуть

#гордимся_верим_поздравляем_2024

Республиканская олимпиада по учебным предметам

Областная дистанционная олимпиада «На пути к успеху»

Олимпиада по финансовой грамотности

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения республиканской олимпиады по финансовой грамотности, утвержденной совместным постановлением Правления Национального банка и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2021 г. №216/158, участие в олимпиаде могут принимать учащиеся, осваивающие содержание образовательных программ базового, среднего образования, а также специального образования на уровне общего среднего образования. В предыдущие годы олимпиада проводилась только среди учащихся X–XI классов учреждений общего среднего образования.

Единый интернет-портал финансовой грамотности населения

Методические рекомендации для подготовки к республиканской олимпиаде по финансовой грамотности среди учащихся, осваивающих содержание образовательных программ базового, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования

 

28 сентября обучающиеся учреждения образования приняли участие в первом этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности. Победителем стала Акулич Карина, учащаяся VIII класса.

 

 

свернуть

Республиканский телевизионный проект «Я знаю!»

Конкурс «Ученик года Минской области»

Конкурс исследовательских работ детей дошкольного возраста и учащихся I ступени обучения «Умники и умницы»

Цель Конкурса – создание условий для выявления, поддержки и развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста и учащихся I ступени обучения.

Задачи Конкурса:
содействовать развитию познавательного интереса и исследовательской активности обучающихся;
стимулировать у обучающихся интереса к научным знаниям, формировать основы научного мировоззрения;
формировать у педагогов навыки научно-методического сопровождения учебно-исследовательской деятельности у обучающихся.

Исследовательские работы распределяются по следующим номинациям:

«Математика, физика, техника»,

«Естествознание (живая природа)»,

«Естествознание (неживая природа)»,

«Гуманитарные знания».

 

Методические рекомендации по выполнению и оформлению учебно-исследовательской работы

 

 

свернуть

Конкурс исследовательских работ учащихся «Парад служения наукам»

Цель Конкурса – создание условий для выявления, поддержки и развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся II и III ступеней обучения.

Задачи Конкурса:
содействовать развитию познавательного интереса и исследовательской активности обучающихся;
стимулировать у обучающихся интереса к научным знаниям, формировать основы научного мировоззрения;
формировать у педагогов навыки научно-методического сопровождения учебно-исследовательской деятельности у обучающихся.

Наименование секций:

«Белорусский язык и литература», «История и обществоведение»;

«Иностранные языки», «Русский язык и литература»; 

«Биология, химия, география, экология»;

«Математика, физика, информатика».

 

Методические рекомендации по выполнению и оформлению учебно-исследовательской работы

 

свернуть

Общественное объединение «Белорусская ассоциация «Конкурс»

Общественное объединение «Белорусская ассоциация «Конкурс» – некоммерческая общественная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и Уставом. Зарегистрирована Министерством юстиции Республики Беларусь 16 января 1997 года. Целью деятельности ОО «БА «Конкурс» является популяризация знаний среди молодежи, в первую очередь – среди школьников, в области точных, естественных и гуманитарных наук. Для реализации уставной цели объединение организует и проводит интеллектуальные игры-конкурсы по предметам, изучаемым в школе, издаёт учебную, научно-популярную, справочную, художественную литературу и литературу для досуга.

Официальный сайт общественного объединения «Белорусская ассоциация «Конкурс»

свернуть

Международный конкурс по информатике «Бобёр»

 

Основными целями Конкурса являются:

  • популяризация научных знаний;
  • развитие интереса школьников к научно-исследовательской деятельности;
  • знакомство с профессиональным использованием ИКТ в различных областях знания;
  • распространение новых методов обучения естественным наукам, математике, информатике и другим предметам на основе использования средств ИКТ;
  • практическая помощь администрациям школ по повышению квалификации преподавателей в использовании информационных технологий для организации предметного обучения и внеклассной работы.

 

Официальный сайт конкурса по информатике «Бобёр»

Для участия в конкурсе пройдите по ссылке

 

свернуть

Межрегиональные дистанционные конкурсы по учебным предметам "ЯКласс"

Конкурсы проводятся дистанционно (в режиме онлайн) на Интернет-портале «ЯКласс».

С условиями участия в Конкурсах можно ознакомиться здесь.

свернуть