Послевоенное время

После окончания войны  Якуб два года жил в Италии. «Нам сказали, что мы заслужили отдых после жесто­ких боев, и мы отдыхали. Я был обеспечен всем: обут, одет, хоро­шо питался, имел в кармане день­ги. Неплохо говорил по-итальянс­ки, научился даже писать. Там я встретил итальянскую девушку Марию Милетти, которая работа­ла в буфете, куда я часто заходил. Познакомились. Начали встречать­ся. И вскоре почувствовали, что любим друг друга», – вспоминал Якуб Конон.

Вскоре Мария пригласила свое­го возлюбленного в свой дом и познакомила с родителями. Они дали согласие на брак. В свою очередь  Якуб обратился с просьбой в корпус. Там тоже дали согласие. Только вот не почув­ствовали молодые того, что надо было поторопиться. Полк, в кото­ром служил Конон Я.К., неожиданно переслали в Англию, и Мария с Якубом расстались, но были уве­рены, что ненадолго.

Некоторое время переписыва­лись. Первой забеспокоилась Ма­рия. Она начала в письмах пото­рапливать Якуба приехать в Италию. Но вот тут и пошли препят­ствия. Когда Якуб обратился в итальянское консульство, то понял, что в Италию ему больше не по­пасть. Из Рима получил бумагу, в которой говорилось, что если не было венчания, то и разрешения на выезд не может быть. О возвращении на Родину не помышлял. Былым вои­нам армии Андерса разрешалось остаться в Англии навсегда, пре­доставлялось гражданство. Мож­но было также выехать в Польшу или Советский Союз. «Каждую не­делю от Ливерпуля отходил паро­ход в польский город Гданьск. Но когда объявили, что идет после­дний пароход, то я решился уехать. Шла активная про­паганда хорошей жизни в колхо­зах. Решился, но впоследствии об этом пожалел».

В Гданьске его встре­тили работники НКВД. На малую родину вернуть­ся разрешили. В родном Михалово Якуб женился, построил дом, а в скором времени родился сын Николай. Жить бы да жить!

Но в ночь с 31 марта на 1 апреля бывшего воина как «врага народа» арестовали и вывезли в Сибирь. Поехала с ним и жена с 5-месяч­ным сыном Колей. Все награды за участие во второй мировой войне были отобраны. Более того, в Ир­кутской губернии, в Усольском военкомате, выдали военный би­лет, в котором в графе «Сведения об участии в войне» написали: «Не участвовал».

Важно отметить, что в Сибири трудолюбивого белоруса замети­ли и проявили уважение. Работал он на строительстве оборонных заводов, дослужился даже до про­раба. Построил там еще один дом.

Восемь лет жил  Якуб Константи­нович вдали от родных мест. Нако­нец после нескольких писем в Мос­кву и Минск его отпустили в родное Михалово. Дома, который он пост­роил по возвращении из Англии, уже не было – его использовали для строительства восьмилетней школы.

В то время в пяти кило­метрах от Михалово зарождался поселок торфопредприятия «Березинское». Там был отведен участок для строительства дома. Якуб построил в Березинском дом, уже третий в своей жизни. Там и жил со своим сыном, не­весткой, внучкой и правнучкой. А Марию забыть не смог. Несмотря на то, что жену свою ценил и ува­жал (ее уже тоже нет в живых), фотокар­точку любимой итальянки носил в потайном кармане. В празднич­ный день, одевшись по-празднич­ному, садился у окна и, достав образ некогда любимой, долго вглядывался в ее лицо...

В свое время Якубу гада­лка предсказала: «Во многих землях побудешь, плыть водой будешь, смер­ти в глаза смотреть бу­дешь, но жив останешься. Большую любовь позна­ешь. В казенном доме бу­дешь, но домой вернешь­ся…».

В 1993 году был принят новый закон «О ветеранах войны», по которому бойцы армии Андерса были признаны участниками вой­ны и реабилитированы, до этих же пор  Якубу не пла­тили пенсии. 

А в 2005 году в канун Дня Победы по одному из каналов Белорусско­го телевидения прошла очеред­ная передача «Судьба человека» – Якубу Конону. Не забыли в этой передаче про Якуба Конона. Отыскали в Италии трех Марий Милетти. Но той, кото­рую всю жизнь помнит Якуб, уже нет в живых. Собравшиеся на те­лемост многочисленные наслед­ники Марии – дети, внуки, правну­ки – сказали, что их бабушка и прабабушка всю жизнь помнила любимого человека из дальней Белоруссии. Принявший участие в этой передаче Якуб в первую очередь спросил, жива ли Мария, и высказал сожа­ление о том, что ее уже нет.

В народе говорят: «Дай Бог смо­лоду кости грызть, а под старость мясо есть».  Несмотря на то, что в первой по­ловине своей жизни хлебнул горя, на старости лет он не был одинок. Жил в достатке: с сыном Николаем, невесткой Яниной, внуч­кой Светланой и правнучкой Кристиной. Сын преподавал в сред­ней школе деревни Пекари физи­ку и математику. Внучка пошла по стопам отца и работает в Городиловской средней школе. Кажется, нелегкая жизнь Якуба окупилась благополучной и спо­койной старостью. Умер Якуб в 2012 году. Ему было 99 лет. Его похоронили 21 июня в присутствии военного атташе посольства Польши в Беларуси на кладбище возле церкви в  д.Городилово недалеко от аг. Березинское, где он жил последние годы. По дороге на кладбище никто не захотел садиться в машину – все шли пешком.

Незадолго до 18 мая 2010 года, дня 65-летия победы войск антигитлеровской коалиции, в одном из самых жестоких сражений второй мировой войны – знаменитой битве за высоту Монте-Кассино в южной части Италии – вышла книга «Закат Якуба».