Военное время

Как только началась война, Польша провела мобилизацию в Западной Бело­руссии, которая с 1921 года входила в состав польско­го государства. Таким образом, Якуб Конон оказался в войске польском, которое первым посмотрело в лицо войне.

В сентябре 1939 года советские войска вошли в Западную Белоруссию и Западную Украину. Часть солдат польской армии была переброшена из районов Восточной Пруссии на оборону Львова. Там, вместе с частью своих товарищей по оружию Якуб был взят в плен советскими войсками.

Первые испытания лагерного плена для прадедушки начались на Украине. Сначала Шепетовка, затем рудники имени Ленина в Кривом Роге, имени Орджоникидзе. Здесь впервые Якуб узнал, что он «враг народа». Однако узники надеялись на скорое освобождение, поскольку преступлений не совершали, а воевали против гитлеровских войск. Но освобождения не дождались. Вскоре их погрузили в «телятники» и под конвоем повезли на север. Поняли, что Украина была всего лишь перевалочным пунктом. Ехали долго поездом, потом грузовыми машинами. Остановились в КомиАССР, где по приказу Сталина строилась железная дорога. Высадили на открытом месте в 60-градусный мороз. Голодные люди сразу начали умирать, не выдер­живая холода. Построили несколь­ко деревянных бараков, в которых и жили. Утром давали 500 граммов супа, вечером – вдвое больше.

Как ни парадоксально, но от смерти Якуба Конона спасла Великая Отечественная война, которая началась в июне 1941 года.

В августе между советским пра­вительством и польским, которое было в эмиграции и находилось в Англии, состоялись переговоры. Владислав Сикорский, возглавлявший польское прави­тельство сумел договориться о передаче военнопленных. Присланный для этой цели польский генерал ска­зал: «Вы свободны и будете вое­вать в войске польском» [со слов Якуба Конона].

Бывших солдат опять повезли, но на этот раз в теплую страну. Через Саратов, Киргизию к Каспий­скому морю. На пароходе «Жданов» прибыли в иранский порт Похлев.

В Иране формировался 2-й польский корпус под командова­нием генерала Владислава Андерса в составе 8-й британской ар­мии. В этот корпус и зачислили уроженцев Вильнюсского края, Западной Украины и Западной Белоруссии. Там оказался и Якуб Конон. После небольшого отдыха бывшие узники были доставлены в Ирак, затем в Палестину. В теп­лых странах они проходили реа­билитацию после сталинских ла­герей, за их здоровьем наблюда­ли, хорошо кормили. А когда по­чувствовали улучшение здоровья, начали готовиться к военным дей­ствиям.

Из Египта по Средизем­ному морю приплыли в Италию. Несмотря на то, что фашистская Италия капитулировала, немцы продолжали удерживать свои позиции, используядля этого элитные войс­ка.

Первый город, где высадились солдаты армии Андерса, был Торанто. Там и начались бои. Был 1942 год. «С боями мы прошли всю Италию. Несмотря на то, что в эту страну были брошены боль­шие силы Британии, Канады, Аме­рики, Польши, враг удерживал свои позиции до мая 1944 года», – вспоминал Якуб, в то время канонир 5-й дивизии «Зубры». Середина мая оказалась решаю­щей. Всему миру известны бои под Монте-Кассино.

Бои начались ночью с 10 на 11 мая 1944 года. «Перед началом битвы перед нами выступил анг­лийский генерал Монтгомери, – со слезами на глазах рассказывал Якуб. «Солдаты, – сказал он, – вы не знаете, что ждет вас в эту ночь... Многие ма­тери не дождутся своих сыновей, многие жены не дождутся своих мужей... Немцы сильны, но мы должны их сломить. С Богом!»

Якуб Конон вспоминал: «В эту черную ночь я выпустил около восьмисот снарядов. Ствол пушки раскалялся так, что прихо­дилось лить холодную воду... На­ших погибло там очень много. Полегла наша вся 5-я дивизия».

Как известно из исторических событий тех дней, ситуацию смогли переломить только 18 мая, когда танки обошли противника с тыла, а полк по­дольских уланов занял самую боль­шую высоту. В этом бою был взят в плен командующий немецким фронтом Альберт Кессельринг. Над высокой горой Мон­те-Кассино взвились польский и английский флаги.

В битве у Монте-Кассино второй корпус потерял 924 убитыми, 2930 человека были ранены, 345 пропали без вести пропавшие, 264 белоруса, которые воевали под командованием генерала Андерса, погибли у Монте-Кассино и похоронены там, на польском военном кладбище. Якубу Конону  так и не удалось побывать там в послевоенное время.

«Хотя и с ог­ромными потерями, но победу мы вырвали, – говорил  Якуб, – там, в Италии, мы встрети­ли День Победы. Это было что-то необыкновенное: вся Италия ра­довалась и ликовала, звонили все святые храмы...Только на месте городка Кассино ничего не осталось. Дома были разрушены, вместо деревьев – пни, и только красные маки про­должали цвести. Красные маки Монте-Кассино».