Гражданская оборона

Безопасность - ГУО «Средняя школа №140 г.Минска»

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях — одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения.

Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Осуществление постоянного руководства мероприятиями по защите населения со стороны руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.
  2. Заблаговременное планирование мероприятий по защите населения и проведение их во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах народного хозяйства страны.
  3. Проведение дифференцирования с учетом политического, экономического и оборонного значения экономических районов, городов и объектов народного хозяйства.
  4. Планирование и проведение мероприятий по защите населения во взаимодействии с вооруженными силами страны.
  5. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения в соответствии с планами экономического и социального развития республики, края, области, города, объекта народного хозяйства.

Под режимом защиты понимается применение средств и способов, максимально снижающих вероятность заражения, отравления либо облучения людей в зоне поражения.

Способами защиты населения являются:

  1. Своевременное оповещение населения.
  2. Мероприятия по противорадиационной и противохимической защите (ПРиПХЗ).
  3. Укрытие людей в защитных сооружениях.
  4. Использование средств индивидуальной защиты.
  5. Проведение эвакомероприятий (рассредоточение и эвакуация населения из городов в загородную зону).

Помимо этого организуется и проводится всеобщее обязательное обучение населения. Также осуществляется защита продовольствия, систем водоснабжения и водозабора от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами; осуществляются радиационная, химическая и бактериологическая разведка, устанавливаются режимы защиты рабочих, служащих и производственной деятельности объектов, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль. Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия, спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (СНАВР) в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территории и сооружений.

Официальный сайт МЧС Республики Беларусь

Виртуальная экскурсия по центру безопасности в г. Минске

История создания и развития гражданской обороны

Развитие гражданской обороны

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг. 

В годы мировой войны 1914 —1918 гг. впервые появилась возможность дезорганизации тыла, когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов.

Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов. Фундамент гражданской обороны в Советском Союзе (ранее МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти.

Советское правительство, опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, начиная с 1925 г. выпустило ряд постановлений, ориентированных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

Постановление “О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе”, изданное в 1925 г. СНК СССР, предписывало в пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, в ходе нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства.

Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) в 1926 году издал постановление, которое обязывало проводить мероприятия по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.

Согласно постановлению “Об организаций воздушно-химической обороны территории Союза ССР”, изданному в 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР, территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

В 1928 г. Наркомом по военным и морским делам было утвержденно первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП), они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны.

Свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО позволила создать к 1932 г. массовая подготовка населения к противовоздушной обороне и противохимической защите. Порядка 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.

К 1932 г. были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

Совет Народных Комиссаров 4 октября 1932 г. одобрил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

К этому времени сложились основные задачи МПВО:

  • предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
  • осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
  • ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
  • подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;
  • организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
  • оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;
  • поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным, и морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов - их командованием. Организационная структура МПВО обусловливалась ее задачами.

Воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО - соответствующие силы, которые организовывались для решения задач МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100—300 рабочих и служащих — на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человек жителей — при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

На специальных курсах МПВО осуществлялась подготовка кадров, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.

Подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах с 1935 г. В частности были установлены нормативы сдачи на значок “Готов к ПВХО” (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок “Готов к ПВХО” и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.

Были введены нормативы комплекса “Готов к санитарной обороне” (ГСО) — для взрослых и “Будь готов к санитарной обороне” (БГСО) — для школьников. Все это было сделано с целью совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. “О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева” - стало важной вехой на пути укрепления МПВО. Оно наметило ряд новых мер по усилению местной противовоздушной обороны в этих городах, в частности непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти—Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.

Создание и подготовка различных служб МПВО таких как, оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки, были завершены незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти. В их работе участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые дни войны доказательно явили высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. “О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне”. Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно “...наладить местную противовоздушную оборону”.

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и Ведомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.

Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

 

Гражданская оборона СССР 1961 – 1991

Роль и задачи гражданской обороне во времена СССР

Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий (катастроф) или стихийных бедствий.

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

Организационная структура ГО в СССР

Организационная структура ГО СССР определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными; на нее.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов Советов народных депутатов, а также органов военного управления. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО в этих учреждениях.

Гражданская оборона Республики Беларусь является неотъемлемой функцией государства и составной частью оборонных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2013 № 1051 «Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны».

свернуть

Гражданская оборона в Беларуси

Гражданская оборона Беларуси имеет почти 100-летнюю историю. В первые годы советской власти был заложен фундамент гражданской обороны. До 1961 года она именовалась местной противоздушной обороной.

Массовая подготовка населения по ПВО и противохимической защите позволила создать к 1932 году свыше 3 тысяч добровольных формирований МПВО. Более 3,5 млн. человек были обеспечены противогазами. Для укрытия населения в зонах потенциальной угрозы было сооружено несколько тысяч газо и бомбоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов, по созданию быстродействующей системы оповещения населения при угрозе нападения. За период Великой Отечественной войны силы МПВО ликвидировали свыше 90 тыс. пожаров и загораний в городах и на предприятиях, предотвратили 32 тыс. аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили более 430 тыс. авиабомб и около 2,5 млн. снарядов и мин, восстановили 15 тыс. разрушенных жилых и других зданий… Формирование МПВО оказывали также медицинскую помощь пострадавшим гражданам.

В 1961 МПВО реорганизовали в Гражданскую оборону. Утвердили Положение о Гражданской обороне СССР, в соответствии с которым закрепился территориально-производственный принцип её строительства.

24 ноября 2000 года Указам Президента Республики Беларусь №614 в рамках организационных мероприятий по совершенствованию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций штаба гражданской обороны были выведены из состава МВД и переданы в МЧС. На спасателей возложили дополнительные задачи по созданию и поддержанию в готовности систем управления, оповещения и связи, а также защиты населения в условиях военного времени.

В ходе реагирования Концепции совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидаций и гражданской обороны на 2004 – 2007 годы была создана эффективная система предупреждения и ликвидации ЧС, как в мирное, так и в военное время. Сформировалась разветвлённая, эффективная система управления, охватывающая всю инфраструктуру страны. Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. 

свернуть

Способы защиты населения

СВОЕВРЕМЕННОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Своевременное оповещение осуществляется органами ГО.

Оно организуется по радио- и телевещанию. Чтобы привлечь внимание населения, используют сигналы транспортных средств, а также включают гудки на предприятиях.

Услышав сигналы «Внимание всем!», надо немедленно включить теле- и радиоприемники и ждать сообщения от местных органов власти или штаба ГО. Все дальнейшие действия определяются их указаниями.

При аварии на химически опасном объекте содержание информации может быть следующим: «Внимание! Говорит штаб ГО. Граждане! На мясокомбинате произошла авария с утечкой аммиака. Зараженное облако движется в направлении населенного пункта Знаменка. В связи с этим населению, проживающему по улицам Некрасова, Кузнечной, Заводской, следует находиться в своих квартирах и домах и провести дополнительную герметизацию помещений.

Населению, проживающему по улицам Заречной, Зеленой и Ямской, необходимо немедленно покинуть жилые дома и выйти к Лысой Горе. О полученной информации сообщите соседям. В дальнейшем нужно действовать в соответствии с указаниями штаба ГО».

После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация, например, о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.

УКРЫТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

Для защиты населения от ядерного, химического и бактериологического (биологического) воздействия существуют специальные сооружения. Они в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). За счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий убежища обеспечивают наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов — отравляющих веществ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров, от обвалов, происшедших в результате взрыва.

Люди могут находиться в таких сооружениях длительное время. В убежищах предусмотрены надлежащие санитарно-гигиенические условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей.

Наиболее распространены встроенные убежища, оборудованные в подвальных или полуподвальных помещениях производственных, общественных и жилых зданий.

Возможно также строительство убежищ в виде отдельных сооружений, полностью или частично углубленных в грунт. Под них могут быть приспособлены различные подземные переходы и галереи, метрополитены.

Убежища должны располагаться в местах наибольшего сосредоточения людей, для укрытия которых они предназначены.

Убежище состоит из основного помещения, предназначенного для размещения людей, и вспомогательных помещений — входов, фильтровентиляционной камеры, санитарного узла. В убежище большой вместимости могут быть выделены помещения под кладовую для продуктов питания и под медицинскую комнату.

В помещении, предназначенном для размещения людей, на одного человека предусматривается не менее 0,5 м2 площади пола и 1,5 м3 внутреннего объема. Большое помещение разбивается на отсеки вместимостью по 50 — 75 человек. В помещениях (отсеках) оборудуются двух- или трехъярусные нары — скамейки для сидения и полки для лежания; места для сидения устраиваются размером 0,45x0,45 м, а для лежания — 0,55 х 1,8 м.

Для того чтобы в помещения, где располагаются люди, не проникал зараженный воздух, они хорошо герметизируются. Убежище обычно имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах. Кроме того, встроенное убежище должно иметь аварийный выход.

Входы в убежище в большинстве случаев оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров), отделенных от основного помещения и имеющих плотно закрывающиеся двери. Снаружи устраивается прочная защитно-герметическая дверь, способная выдержать давление ударной волны ядерного взрыва. Вход может иметь предтамбур.

Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на незаваливаемую территорию через вертикальную шахту. (Незаваливаемой считается территория, расположенная от окружающих зданий на расстоянии, равном половине высоты ближайшего здания плюс 3 метра). Аварийный выход закрывается защитно-герметическими ставнями, дверями или другими устройствами, способными выдержать давление ударной волны.

В убежище оборудуются различные инженерные системы: электроснабжения (трубы с электропроводкой окрашены в черный цвет), водоснабжения (трубы окрашены в зеленый цвет), отопления (трубы окрашены в коричневый цвет). В нем также устанавливаются радиотрансляционная точка (громкоговоритель) и телефон. В помещениях убежища предусмотрено наличие дозиметрических приборов и приборов химической разведки, защитной одежды, средств пожаротушения, аварийного запаса инструментов, средств аварийного освещения, запаса продовольствия и воды. Также должны быть паспорт и план убежища, правила содержания и табель его оснащения, журнал проверки состояния убежища.

РАССРЕДОТОЧЕНИЕ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ И ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Рассредоточение и эвакуация населения — один из способов защиты от оружия массового поражения. Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих, продолжающих работу в военное время. Рабочие и служащие после расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются. Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного затопления. В отличие от рассредоточенных эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городе. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города, из которого планируются рассредоточение и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения населения, который в зависимости от количества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или несколько расположенных рядом населенных пунктов.

Районы расселения рабочих и служащих в загородной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их возвращение в загородную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения целесообразно также располагать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей.

Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением производственного принципа. При этом облегчаются отправка рабочих смен в город и обеспечение людей питанием, медицинское обслуживание.

Рабочих и служащих объекта, переносящего свою производственную деятельность в загородную зону, размещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служащих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного затопления, — в населенных пунктах, находящихся вблизи этих зон.

Эвакуация населения, не связанного с производством, осуществляется по территориальному принципу по месту жительства — через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники штабов гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения об их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт индивидуального пользования.

Для вывоза населения железнодорожным и водным транспортом используются пассажирские железнодорожные составы и пассажирские теплоходы, а при их недостатке — и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматриваются более уплотненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эвакуируемого населения автотранспортом обычно планируется на небольшие расстояния. Для этого используются автобусы, приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили. Определенная часть населения, подлежащего эвакуации, может выводиться пешим ходом. Вывод населения организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему, на которой указаны состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эвакуации (ППЭ), порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.

Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущность его состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим ходом сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и проведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответствии с планом и указаниями начальника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения на объекте создается эвакуационная комиссия, а на крупных объектах кроме того могут создаваться сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом начальника ГО объекта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуационной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация населения проводятся через сборные эвакуационные пункты, которые обычно организуются в школах, клубах и других общественных зданиях. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станциях, пристанях и других пунктах посадки, а эвакуируемого пешим ходом (пешими колоннами) — на исходных пунктах пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим ходом, — вблизи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему приписывают ближайшие объекты народного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведении рассредоточения и эвакуации, начальник ГО объекта организует выполнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряжением старшего начальника.

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, люди должны немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запас продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае если рабочих и служащих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более отда¬ленные районы по направлению рассредоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуационный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, пристани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, на суда и поддерживают установленный порядок.

В каждом железнодорожном эшелоне (на судне) назначается начальник эшелона (судна), в автомобильной колонне — старший автоколонны, в каждом железнодорожном вагоне — старший вагона. Начальники железнодорожных эшелонов и старшие автоколонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график движения транспорта и прибыть на соответствующую станцию (пункт) в загородной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим ходом осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10 — 12 часов движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 человек. Для удобства управления колонну следует разбивать на группы по 50 — 100 человек, а во главе групп ставить старших. Старшие групп обязаны проверять численность личного состава, не допускать в группы посторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдерживать в пределах 4 — 5 км/час, а дистанцию между колоннами соблюдать до 500 метров.

При совершении марша через каждые 1 — 1,5 часа движения делают малые привалы продолжительностью 10 — 15 минут, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1 — 2 часа, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн (групп) оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковременный отдых. За время привала отставшие колонны подтягиваются. На большом привале кроме этого организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации обеспечивается обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (пристанях, в портах) посадки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают одного или двух медицинских работников, а в состав пешей колонны включают двух медицинских работников и двух сандружинниц.

Не допускается употребление загрязненных продуктов питания и воды соблюдаются и другие меры предосторожности.

Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пределов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение об эвакуации принимается начальником ГО области (края, республики).

Эвакуация проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения маршрутов движения с учетом радиационной обстановки. Население заранее предупреждается о времени и порядке эвакуации, транспорт подается к местам нахождения населения (к подъездам домов), погрузка и перевозка людей производятся на крытых транспортных средствах, в коротки сроки, по маршрутам с наименьшими уровнями радиации. Во время передвижения ведутся радиационная разведка и дозиметрический контроль. Население доставляется до границы зоны загрязнения, а затем пересаживается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения.

При выезде на незагрязненную территорию производится контроль зараженности людей и выводимого транспорта. При необходимости производится санbтарная обработка людей, дезактивация одежды, имущества и транспорта.

В зонах загрязнения проводятся мероприятия по дезактивации территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов, ведется контроль загрязненности сельскохозяйственной продукции. Организуется охрана зданий и имущества.

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Они подразделяются на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. К первым относятся фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, а также противопылевые тканевые маски (ПТМ-1) и ватно-марлевые повязки; ко вторым — специальная изолирующая защитная одежда, защитная фильтрующая (ЗФО) и приспособленная одежда населения.

По принципу защиты средства индивидуальной защиты делятся на фильтрующие и изолирующие. Принцип фильтрации заключается в том, что воздух, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма человека, очищается от вредных примесей при прохождении через средства защиты. Изолирующие средства защищают человека от окружающей среды с помощью непроницаемых материалов.

По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на изготовленные промышленностью и изготовленные населением из подручных материалов.

Средства индивидуальной защиты могут быть табельные, обеспечение которыми предусматривается табелями (нормами) оснащения в зависимости от организационной структуры формирований, и нетабельные, предназначенные для обеспечения формирований в дополнение к табельным средствам или в порядке их замены.

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

При объявлении о ЧС все население должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований, рабочие и служащие получают средства индивидуальной защиты на своих объектах, население — в ЖЭС, ДЭЗ, а также самостоятельно изготавливает тканевые маски, ватно-марлевые повязки и другие простейшие средства защиты органов дыхания, а для защиты кожных покровов подготавливают различные накидки, плащи, резиновую обувь, резиновые или кожаные перчатки. Средства индивидуальной защиты следует хранить на рабочих местах.

Наиболее надежным средством защиты органов дыхания людей являются противогазы. Они предназначаются для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, находящихся в воздухе. По принципу действия все противогазы подразделяются на фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие противогазы являются основным средством индивидуальной защиты органов дыхания. Принцип их защитного действия основан на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных примесей.

В настоящее время в системе гражданской обороны страны для взрослого населения используются фильтрующие противогазы ГП-5. Для детей — ДП-6, ДП-бм, ПДФ-7, ПДФ-д, ПДФ-ш, а также камера защитная детская (КЗД-4). Следует иметь в виду, что фильтрующие противогазы от окиси углерода не защищают, поэтому для защиты от окиси углерода используется дополнительный патрон.

Изолирующие противогазы (ИП-4, ИП-5, ИП-46, ИП-46М) являются специальными средствами защиты органов дыхания, глаз, кожных покровов от всех вредных примесей, содержащихся в воздухе. Их используют в том случае, когда фильтрующие противогазы не обеспечивают такую защиту, а также в условиях недостатка кислорода в воздухе. Необходимый для дыхания воздух обогащается в изолирующих противогазах кислородом в регенеративном патроне, имеющем специальное вещество. Противогаз состоит из лицевой части, регенеративного патрона, дыхательного мешка, каркаса и сумки.

В системе гражданской обороны чаще всего применяется респиратор Р-2. Он представляет собой фильтрующую полумаску с оголовьем. Маска снабжена двумя клапанами для вдоха и одним клапаном для выдоха с предохранительным экраном. Наружная часть полумаски изготовлена из полиуретанового пенопласта зеленого цвета, а внутренняя — из тонкой воздухонепроницаемой полиэтиленовой пленки. Между полиуретаном и полиэтиленом расположен фильтр из полимерных волокон. Респиратор имеет зажим, предназ¬наченный для закрепления полумаски в области переносицы.

Принцип действия респиратора основан на том, что при вдохе воздух последовательно проходит через фильтрующий полиуретановый слой маски, где очищается от грубодисперсной пыли, а затем — через фильтрующий полимерный волокнистый материал, в котором происходит очистка воздуха от мелкодисперсной пыли. После очистки вдыхаемый воздух через клапаны попадает в подмасочное пространство и в органы дыхания. При выдохе воздух из подмасочного пространства выходит через соответствующий клапан.

Самостоятельно изготовленные простейшие средства защиты органов дыхания рекомендуются в качестве массового средства защиты от РВ и БС. Для защиты от ОВ они, как и респираторы, непригодны. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся противопылевые тканевые маски ПТМ-1 и ватно-марлевые повязки. Каждый человек должен иметь их по месту жительства или по месту работы.

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ

По принципу защитного действия средства защиты кожных покровов подразделяются на изолирующие и фильтрующие. Изолирующие средства изготовляются из воздухонепроницаемых материалов, обычно специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани. Они могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные средства защиты закрывают все тело и защищают от паров и капель ОВ, негерметичные — только от капель ОВ. Наряду с защитой от ОВ они предохраняют кожные покровы и обмундирование от заражения РВ и БС. К изолирующим средствам защиты кожи относятся защитные комбинезон и костюм, легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект. В комплекты входят еще подшлемник, резиновые сапоги и резиновые перчатки.

Легкий защитный костюм Л-1 состоит из рубахи с капюшоном, брюк, сшитых вместе с чулками, двупалых перчаток и подшлемника. Размеры Л-1 аналогичны размерам защитного комбинезона (костюма). Л-1 используется в разведывательных подразделениях ГО.

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) состоит из защитного плаща ОП-1, защитных чулок и перчаток. Защитные перчатки зимние — двупалые, летние — пятипалые (резиновые). Защитный плащ имеет рукава и капюшон. Подошва защитных чулок имеет резиновую основу. Чулки надеваются поверх обычной обуви и закрепляются с помощью хлястиков и тесемок.

Защита от химических средств поражения достигается применением средств индивидуальной и коллективной защиты. При этом необходимо учитывать, что фильтрующие противогазы ГО защищают органы дыхания не от всех СДЯВ. В среде, зараженной аммиаком, сернистым ангидридом, сероводородом, применяются промышленные фильтрующие противогазы.

Химическое оружие непосредственного влияния на здания, сооружения и оборудование промышленных предприятий не оказывает. Однако его применение может сказаться на производственной деятельности предприятий. Так, рабочие и служащие цехов, не прекращающих работу в условиях химического заражения, должны работать в средствах индивидуальной защиты. Там, где возможно, производственный процесс приостанавливается, рабочие и служащие укрываются в защитных сооружениях ГО, Возобновление производственного процесса осуществляется после дегазации оборудования, помещений и прилегающей территории.

Производственный процесс может не прекращаться в случае проведения его в герметизированных зданиях и сооружениях. Герметизация производственных помещений и технологических процессов имеет особое значение на объектах пищевой, фармацевтической промышленности, водоснабжения и в сельском хозяйстве.

Для предотвращения распространения инфекционных болезней, локализации и ликвидации зон и очагов бактериологического (биологического) поражения распоряжением начальника ГО области устанавливаются карантин и обсервация.

Карантин — это система противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний. Карантин вводится при бесспорном установлении факта применения противником бактериальных средств и главным образом в тех случаях, когда примененные возбудители болезней относятся к особо опасным.

На внешних границах зоны карантина устанавливается вооруженная охрана, организуются комендантская служба и патрулирование, регулируется движение. На объектах, где установлен карантин, организуется внутренняя комендантская служба. Запрещается выход людей, вывод животных и вывоз имущества. Вход (въезд) может быть разрешен лишь специальным формированиям ГО и медицинскому персоналу для оказания помощи по ликвидации последствий применения бактериальных средств.

Объекты, оказавшиеся в зоне карантина и продолжающие свою деятельность, переходят на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических требований. Рабочие смены разбиваются на отдельные группы (можно меньшие по составу), контакт между ними сокращается до минимума. Питание и отдых рабочих и служащих организуются по группам в специально отведенных для этого помещениях. В зоне карантина прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков и базаров.

В том случае, когда установленный вид возбудителя не относится к группе особо опасных и нет угрозы массового заболевания, введенный карантин заменяется обсервацией.

Под обсервацией понимают проведение в очаге поражения ряда изоляционно-ограничительных и лечебно-профилактических мероприятий, направ¬ленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний. Режимные мероприятия в зоне обсервации в отличие от карантина включают: максимальное ограничение въезда и выезда, а также вывоза из очага имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов; усиление медицинского контроля за питанием и водоснабжением; ограничение движения по зараженной территории и общения между отдельными группами людей и другие мероприятия.

В зонах карантина и обсервации проводятся мероприятия по дезинфекции (обеззараживание), дезинсекции и дератизации (уничтожение насекомых и грызунов).

свернуть

Всемирный День гражданской обороны

В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» — «зон безопасности» для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах, которая затем была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации. В настоящее время в МОГО входят 50 стран, еще восемь государств имеют статус наблюдателя.

Этот праздник отмечается в странах — членах МОГО с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения.

День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу устав МОГО, который одобрили 18 государств.

В Беларуси традиционно этот день посвящен защите детей от чрезвычайных ситуаций.

свернуть

Единый день безопасности

Мероприятия, проведенные 26.09.2024 в рамках Единого дня безопасности на базе учреждения:

  • Тематическое занятие по изучению правил поведения и способов защиты от ЧС.
  • Тренировка с учащимися по правилам поведения и способам защиты от ЧС (каждый класс отработал учебные тренировки («Пожар на объекте», «Штормовое предупреждение», «В здании находится взрывное устройство»).
  • Тренировка с работниками УО по правилам поведения и способам защиты от ЧС (отработаны учебные тренировки «Пожар на объекте», «Штормовое предупреждение», «В здании находится взрывное устройство»).
  • Эвакуация из здания в  случае возникновения пожара (отработаны учебные тренировки по безопасной эвакуации при пожаре).
  • Минутка безопасности «Опасные предметы дома».
  • Минутка безопасности «Пожар в школе. Что делать?»
  • Минутка безопасности «Огнетушитель. Что я должен о нем знать»
  • Минутка безопасности «Читаем план эвакуации».
  • Минутка безопасности «Оставленные без присмотра вещи».
  • Минутка безопасности «Оказание первой медицинской помощи».
  • Минутка безопасности «Средства индивидуальной защиты».
  • Оповещение абонентов посредством рассылки сообщений посредством мессенджеров.
  • Викторина по знанию порядка действий в различных чрезвычайных ситуациях.

  

  

  

  

  

   

 

  

 

 

 

Мероприятия, проведенные 21.09.2023 в рамках Единого дня безопасности на базе учреждения:

  • Тренировка с учащимися по правилам поведения и способам защиты от ЧС (каждый класс отработал учебные тренировки «Пожар на объекте», «Внимание! Шквалистый ветер!», «Неопознанный объект»).
  • Тренировка с работниками УО по правилам поведения и способам защиты от ЧС (отработаны учебные тренировки «Пожар на объекте», «Внимание! Чрезвычайная ситуация!», «В здании находится взрывное устройство»).
  • Информационно-медийная перемена «Единый день безопасности»
  • Минутка безопасности «Опасные предметы дома».
  • Минутка безопасности «Пожар в школе. Что делать?»
  • Минутка безопасности «Огнетушитель. Что я должен о нем знать»
  • Минутка безопасности «Читаем план эвакуации».
  • Минутка безопасности «Оставленные без присмотра вещи».
  • Минутка безопасности «Оказание первой медицинской помощи».
  • Минутка безопасности «Средства индивидуальной защиты».

свернуть

Мероприятия в рамках «Всемирного Дня гражданской обороны»

Мероприятия, проведенные в рамках «Дня гражданской обороны» на базе учреждения:

  • Торжественная линейка, приуроченная ко Дню гражданской обороны
  • Тренировка с учащимися по правилам поведения и способам защиты от ЧС (каждый класс отработал учебные тренировки «Пожар на объекте», «Штормовое предупреждение», «В здании находится взрывное устройство», «Разлив ртути»).
  • Тренировка с работниками УО по правилам поведения и способам защиты от ЧС (отработаны учебные тренировки «Пожар на объекте», «Внимание! Чрезвычайная ситуация!», «В здании находится взрывное устройство», «Разлив ртути»).
  • Эвакуация из здания при пожаре (отработаны учебные тренировки по безопасной эвакуации при пожаре).
  • Тематические занятия,  инструктажи по вопросам гражданской обороны с учащимися.
  • Инструктаж по вопросам гражданской обороны со всеми категориями технического персонала, педагогами.
  • Практическая отработка действий ЧС (первая медицинская помощь).
  • Интеллектуальная игра «В мире гражданской обороны».
  • Выставка рисунков «Мы за безопасность», «Спасатели-пожарные».

свернуть

Мероприятия в рамках тренировок по гражданской обороне

В рамках тренировок по гражданской обороне (4 сентября) в учреждении образования проведены следующие мероприятия:

  1. Тренировка с учащимися по правилам поведения и способам защиты от ЧС («Действия при угрозе взрыва», «Безопасность и защита при угрозе террористического акта», «Действия при возникновении пожара», «Действия при обнаружении заражения помещений химическими веществами»).
  2. Тренировка с персоналом УО по правилам поведения и способам защиты от ЧС («Действия при угрозе взрыва», «Безопасность и защита при угрозе террористического акта», «Действия при возникновении пожара», «Действия при обнаружении заражения помещений химическими веществами»).
  3. Эвакуация из здания при пожаре (отработаны учебные тренировки по безопасной эвакуации при пожаре).
  4. Практическая отработка действий ЧС (первая медицинская помощь).
  5. Викторина по знанию порядка действий в различных чрезвычайных ситуациях.

 

свернуть

Плакаты по гражданской обороне