Школьные методические и учебно-методические объединения
Методические и учебно-методические объединения учреждения образования
Наименование методического, учебно-методического объединения |
ФИО председателя учебно-методического объединения, руководителя методического объединения |
Должность |
Количество педагогов, которые входят в данное учебно-методическое объединение |
ШУМО учителей точных наук (математики, информатики, физики и астрономии) |
Бернацкая Елена Леонидовна |
Учитель математики, учитель-дефектолог |
4 |
ШУМО учителей начальных классов |
Станишевская Татьяна Алексеевна |
Учитель начальных классов |
5 |
ШУМО учителей естествознания (биологии, химии, географии) |
Стадуб Татьяна Михайловна |
Учитель географии |
3 |
ШУМО учителей гуманитарного цикла (русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществоведения) |
Буткевич Ольга Ивановна |
Учитель русского языка и литературы |
7 |
ШМО классных руководителей на I ступени общего среднего образования |
Ордевич Наталья Анатольевна |
Учитель начальных классов |
5 |
ШМО классных руководителей на II и III ступенях общего среднего образования |
Качинская Юлия Анатольевна |
Учитель биологии и химии |
7 |
Положение о методических объединениях в сфере общего среднего образования, специального образования
Функциональные обязанности председателя ШУМО
- Общие положения
1.1. Председатель учебно-методического объединения школы назначается и освобождается от должности директором школы.
1.2. Председатель учебно-методического объединения в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми документами об образовании в Республике Беларусь; конвенцией о правах ребёнка; Конституцией и законами Республики Беларусь; инструкциями, приказами, распоряжениями управления по образованию Молодечненского райисполкома; Уставом школы, приказами, распоряжениями директора школы, администрации; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; настоящим положением.
1.3. Председатель учебно-методического объединения подчиняется в своей деятельности заместителю директора по учебно-методической работе, директору школы.
1.4. Председатель учебно-методического объединения должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет.
1.5. Председателю учебно-методического объединения непосредственно подчиняются педагоги, входящие в состав учебно-методического объединения.
- Функции председателя учебно-методического объединения
2.1. Организация методической, экспериментальной, инновационной работы в учебно-методическом объединении, руководство данной деятельностью и контроль за развитием этого процесса.
2.2. Методическое руководство и координация работы учителей, входящих в состав учебно-методического объединения.
2.3. Руководство и контроль за организацией учебной деятельности учащихся.
2.4. Организация текущего и перспективного планирования, контроль за его выполнением.
2.5. Организация повышения квалификации и профессионального мастерства учителей, участие в подготовке и проведении аттестации педагогических работников.
- Должностные обязанности председателя учебно-методического объединения
Председатель учебно-методического объединения обязан:
3.1. Организовывать текущее и перспективное планирование методической, экспериментальной и инновационной деятельности учебно-методического объединения (план утверждается директором школы).
3.2. Руководить разработкой календарно-тематических планов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам, организовать оперативную корректировку учебно-методических материалов.
3.3. Организовать текущее и перспективное планирование деятельности учебно-методического объединения.
3.4. Анализировать итоги деятельности учебно-методического объединения за учебный год, на основе выявленных проблем планировать деятельность учебно-методического объединения на новый учебный год.
3.5. Анализировать состояние кадрового потенциала учебно-методического объединения.
3.6. Контролировать прохождение учителями учебных программ с учетом глубины и качества прохождения программ.
3.7. Посещать уроки и внеклассные занятия учителей учебно-методического объединения с целью оказания методической помощи.
3.8. Участвовать в проведении олимпиад, научно-практических конференций учащихся.
3.9. Ставить в известность заместителя директора по учебно-методической работе обо всех изменениях в экспериментальной работе.
3.10. Своевременно составлять необходимую документацию учебно-методического объединения.
3.11. Руководить проведением предметных (методических) недель.
3.12. Принимать участие в работе аттестационной комиссии.
3.13. Организовывать повышение квалификации педагогического состава учебно-методического объединения, давать рекомендации учителям, желающим повышать свою квалификационную категорию.
3.14. Оказывать помощь педагогам учебно-методического объединения в овладении ими навыками аналитической и других видов деятельности.
3.15. Организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в образовательный процесс методических достижений и новых технологий обучения.
3.16. Отвечать за распространение опыта работы педагогов учебно-методического объединения.
- Права председателя учебно-методического объединения
Председатель учебно-методического объединения имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с педагогами учебно-методического объединения, планировать работу, исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.
4.2. Участвовать в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы, участвовать в работе Педагогического совета школы.
4.3. Защищать профессиональную честь и достоинство.
4.4. Знакомиться с жалобами, давать объяснения.
4.5. Присутствовать на любых занятиях, проводимых педагогическим коллективом школы.
4.6. Повышать квалификацию.
4.7. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
- Ответственность председателя учебно-методического объединения
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования, законных распоряжений директора школы и иных локальных актов, должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, председатель учебно-методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством.
5.2. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка председатель учебно-методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Кодексом Республики Беларусь «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-методического процесса председатель учебно-методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам учебно-методического процесса ущерба в связи с исполнением (не исполнением) своих должностных обязанностей председатель учебно-методического объединения несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
- Взаимодействие с администрацией
Председатель учебно-методического объединения:
6.1. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы, руководителем методического совета, заместителем директора школы по учебно-методической работе, заместителем директора по воспитательной работе, директором школы.
6.2. Работает в тесном контакте с учителями-предметниками, председателями учебно-методических объединений, проблемных групп и других структурных подразделений методической службы, председателем методического совета, заместителем директора по учебно-методической работе, заместителем директора по воспитательной работе, директором школы, специалистами служб школы и осуществляет взаимодействие с другими образовательными учреждениями по вопросам учебно-методической, экспериментальной и инновационной деятельности.
Функциональные обязанности руководителя школьного методического объединения классных руководителей
Руководитель методического объединения классных руководителей:
а) отвечает:
за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
за своевременное составление документации о работе объединения и проведённых мероприятиях;
б) совместно с заместителем директора по воспитательной работе
за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;
в) организует:
взаимодействие классных руководителей-членов методического объединения между собой и с другими подразделениями школы;
открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;
консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;
г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;
д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов
Документация методического объединения
- Приказ об открытии МО.
- Приказ о назначении на должность руководителя ;методического объединения.
- Положение о методическом объединении.
- Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
- Функциональные обязанности руководителя МО.
- Банк данных о классных руководителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий педагогический стаж, стаж в должности классного руководителя, квалификационная категория, награды, звание, повышение квалификации, домашний адрес, телефон).
- Годовой план работы методического объединения.
- План-сетка работы МО на каждую четверть.
- Протоколы заседаний методического объедине
- Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля, мониторинга воспитания (копии справок, приказов, табли
- График повышения квалификации классных руководителей на текущий год.
- Сведения о темах самообразования классных руководителей.
- График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и др.
- График проведения открытых классных воспитательных мероприятий.
- Инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей.
- Материалы «Методическая копилка классного руководителя».
Структура плана методического объединения классных руководителей
- Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведённой в предыдущем учебном году.
- Педагогические задачи объединения.
- Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:
план заседаний МО;
участие МО в общешкольных мероприятиях;
другая работа.
- Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
темы самообразования классных руководителей;
участие в курсах повышения квалификации;
подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;
работа по аттестации педагогов.
- Диагностика профессиональной подготовленности классных руководителей включает изучение следующих направлений: научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки. Оцениваются диагностическая, коммуникативная, организационная, научно-методическая деятельность классного руководителя.
- Критерии оценки деятельности классного руководителя:
система работы с классом;
уровень воспитанности учащихся;
активность функционирования органов самоуправления;
творческая направленность работы классного руководителя;
стиль взаимоотношений с учащимися;
самообразование классного руководителя.
- Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
- Участие в тематическом и персональном контроле за состоянием воспитательного процесса в классе.
ЗАСЕДАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заседания классных руководителей проводятся один раз в четверть, как правило, в первую неделю четверти. Содержание таких совещаний традиционно:
подведение итогов работы классных руководителей за предыдущую четверть;
сообщение каждого классного руководителя о наиболее интересном, важном или наиболее удавшемся деле в течение четверти (2-3 мин.);
сообщение заместителя директора по воспитательной работе об основных направлениях и основных делах в наступившей четверти;
обсуждение основного общешкольного дела (туристический слет, ярмарка, День школы, праздник труда, День культуры и т. п.), форм проведения, заданий классам, сценария и т. п.
Совещания классных руководителей могут проводится отдельно для 1-4-х, 5-11-х классов.
Педагогический совет по проблемам воспитательной деятельности проводится один раз в год, чаще всего перед началом III четверти.
Каждую четверть классный руководитель принимает участие в малом педсовете по всей параллели, в том числе и по своему классу, на котором обсуждаются успеваемость учащихся, уровень организации классного коллектива, проблемы индивидуального подхода к отдельным учащимся. К такому педсовету классный руководитель должен тщательно подготовиться.